Рациональное распределение функций при корпоративном управлении в строительной отрасли. Корпоративное управление как фактор конкуренции, страница 11


исходят от наших чувств, а не от «бестелесного ума». Образно поданная информация зачастую может обеспечить доступ к более глубокой интуиции и проникновению в суть, нежели это могут предоставить устное или письменное общение. Автор [12] интуитивно нащупывает то, что развивается в [1]: тензорное представлениее в виде многомерной матрицы, нейросетевой способ видения и ассоциативные образы, нейросетевую чувствительность и восприятие многомерности деятельности корпорации. Он говорит о схеме формирования психологии обучения, позволяющей управляющим создавать и конструировать видение и чувство разнообразных бизнес-проблем. Это происходит за счет собирания объектов и целей в такой управляемый процесс, как, например, трехмерная конкурентная модель на пространственном конкурентном ландшафте, что позволяет руководителю увидеть обстановку в новых ракурсах и направлениях и понять, что же необходимо предпринять дальше. Руководители, которые поощряют экспериментирование с подобного рода практикой, могут лучше понять, каким же образом развиваются стратегические планы, мысленно представляются, обсуждаются и, что самое важное, понимаются теми, кто их исполняет.

В-третьих, необходимо понимание того, как важны сами по себе окружение и обстановка. Планирование первоначально заключено в пределах конференц-зала с компьютерами, проекторами, видеосвязью, перекидными диаграммами и т. д. Но близкий и знакомый конференц-зал или помещение для обсуждений не обязательно являются лучшим местом, чтобы стимулировать развитие человеческого воображения, интуиции, способности создавать ощущение ситуации. Во всех попытках и стараниях даже при серьезной работе над планом стратегии люди воодушевляются за счет окружающей их обстановки и естественных условий. Задача лидера — воодушевить группу, планирующую стратегию, разрушить старые допущения и атмосферу микросоциальной среды стратегов-планировщиков и тем самым способствовать созданию между ними, задачами и командой в целом новых типов связей. Во многом эта задача заключается в том, чтобы подвергнуть сомнению существующие догмат, доктрину, алгоритм и заново изобрести составные компоненты стратегического плана, привлекая в большей степени творческое воображение, фантазию, изобретательность, находчивость, выдумку.

В ином аспекте видение и прозорливость в корпоративном управлении обсуждаются в работе [13]. В ней утверждается, что видением должна обладать именно вся корпорация как субъект

4                                                                                                     1


движения в многомерном конкурентном пространстве. Представление о герое-лидере подразумевает, что прозорливость - - это исключительно его признак. Однако прозорливость, видение являются только одним из компонентов процесса стратегического управления. Фокусировка внимания лишь на этом мало к чему приводит. Организация как целостный организм без соответствующего видения, как правило, проигрывает. Много корпораций пали жертвой представления о том, что видение и прозорливость лидера — это уже все для успешного испытания стратегии практикой, и много лидеров считают, что их прозорливость и видение сами по себе запустят стратегические планы корпорации в движение. В процессе стратегического управления видение и прозорливость не являются стартовой точкой — это лишь побочный продукт компетентного и творческого анализа. Действительно, видение организации как единого целого — это видение, разделенное с коллективом, и поэтому только так, через детальное видение, воспринятая стратегия становится материальной силой корпорации, готовой к единым и согласованным действиям. Именно в этом случае данный фактор становится реально действующем нематериальным активом.

Стратегическое управление не начинается и не заканчивается видением и прозорливостью лидера. Стратегия есть циклическое развитие, в котором стартовая или финишная линии постоянно корректируются с последовательной и всесторонней проверкой различных многомерных состояний внутренней и окружающей, конкурентной среды. Только коллективное видение, которое возникает из созданных возможностей добывать, передавать, анализировать знания, действительно делает лидера настоящим провидцем, а корпорацию конкурентной.

Многие авторы приходят к выводу, что для корпорации необходимы не только многомерное, вариантное видение, но и наличие системных средств для распространения этого образа среди сотрудников. Но и этого, оказывается, недостаточно. Важно не только успешно создать и распространить стратегический план в корпорации, но и охватить при этом весь диапазон возможностей, распознать и идентифицировать все многомерные внешние и внутренние изображения и построения набора сценариев развития при его подготовке. Охватить все детали можно через тензорное видение, опирающееся на созданную в корпорации коллективную нейронную сетевую структуру с распространяющимися и настраиваемыми связями, их чувствительностью и параллельной обработкой многомерного тензорного сигнала.

5