Среди трех основных форм приватизации – продажи (полной или частичной) предприятия трудовому коллективу, включая управляющих (наибольший акцент был сделан в России), через реализацию акций на фондовом рынке или с помощью закрытых торгов (аукционов) – формально первый учитывал в наиболшей мере социальный аспект приватизации, тогда как последние две учитывали главным образом и прежде всего ее экономические цели. Однако фактически принципиальной разницы между ними немного. Связано это как с возможностями «обхода» социальных ограничителей, так и с регулирующими возможностями приватизаторов, а также с реальным «отложенным», но проявляющимся в следствии положительным социальным эффектом при реализации двух последних программ. При этом ни один из трех вариантов в социальном плане не является безупречным каждый имеет свои изъяны.
Складывание в ходе реформ, приватизации тенденции к возникновению и укреплению олигархического капитала, в значительной мере паразитического, порожденного созданием личных состояний «росчерком пера», а не входе смены поколений собственников, в основной своей массе умножавших их собственным умением и трудом, сыграло большую роль в российской приватизации, определив во многом ее итоги. Корпоративный характер общества и государства, в негативном смысле этого понятия, усугублял результаты. Номенклатура, совбюрократия сыграла в России, главным образом, крайне отрицательную роль, соединив коррупцию и бизнес, криминал и предпринимательство, бюрократическую неповоротливость и неэффективность с деловой практикой и этикой.
В этой связи достаточно актуально звучит оценка В. Клауса, бывшего премьер-министра Чешской республики: «Приватизация должна начинаться не на правительственном, а на микроуровне. Специальное правительственное агентство должно выполнять только процедурные функции. Функции планирования, организации, модернизации, реструктуризации, распределения и демонополизации не должны быть спущены сверху…». Если бы российские приватизаторы не проигнорировали ее, Россия сегодня во многом была бы другой страной, более близкой к идеалам начала 90-х годов.
[*] Sapiro C., Willing R. Economic Rationales for the Scope of Privatization. The Political Economy of Public Sector Reform and Privatization. L., Westview Press, 1990, p. 55-87.
[†] Shleifer A., Vishny R. Politicians and Firms. – Quarterly Jornal of Economics. 1994, vol. CIX, p. 995-1025.
[‡] Данные годового доклада Торгово-промышленной палаты РФ за 1996 г.
[§] Данные годового отчета промышленной палаты РФ за 1996 год; Сегодня, М. 1999, № 139.
Литература
[1] Васильев А.М. Приватизация: Сравнительный анализ: Россия, Центральная Азия, арабские страны. -М.: Вост. лит., 2002.
[2] Радыгин А.Д. Реформа собственности в России: на пути из прошлого в будущее. М., 1994, с. 16-18.
[3] Кузнецов В.А. К теории переходной экономики. – Мировая экономика и международные отношения.1994, №12, с 5-7.
[4] Мау В., Стародубская И. Экономические закономерности революционного процесса. _ Вопросы экономики. 1998, №4, с.40.
[5] Иванов Н. Российская приватизация и альтернативные модели общественного развития. Мировая экономика и международные отношения. М., 1995, №2, с.96.
[6] Вопросы экономики. М., 1993, №5, с. 15-16.
[7] Космарский В., Малаева Т. Социальная политика России в контексте макроэкономической реформы. – Вопросы экономики. М. 1995, №9, с.4.
[8] Вопросы экономики. М. 1995, №6, с. 6.
[9] Вопросы экономики. М. 1995, №5, с.16.
[10] Радыгин А.Д. Реформа собственности в России: на пути из прошлого в будущее. М., 1994, с.27-28, 46-53, 149, 151. Расчет по данным Госкомстата и ГКИ РФ.
[11] Независимая газета. М., 23.09.1993
[12] Ленский Ю. Распрдажа (Беседа с В.Поливановым, бывшим председателем Госкомимущества РФ). – Труд. М., 14.10.1998.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.