Проблемы приватизации общественной собственности в странах формирующейся рыночной экономики, страница 13

Таблица 7.

Трудоустройство граждан органами занятости, тыс. человек

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

Обратились по вопросу трудоустройства

2 238

3 708

5 122

5 279

Трудоустроено граждан

883

1195

2217

2290

4.4. Формы и методы регулирования социально-экономических противоречий, возникающих вследствие приватизации.

Существует комплекс мер, направленный на ограничение возможных негативных последствий разгосударствления экономики, так и на повышение эффективности экономической и социальной политики, который в той или иной степени осуществляется в странах с переходной экономикой осуществляющих приватизацию. Основные из них перечислены в таблице 8, также в таблице показан уровень применения этих мер в РФ.

Таблица 8.

Меры, способствующие повышению экономической и социальной эффективности приватизационной политики

М Е Р Ы

Применение в РФ

1.  Применение нескольких форм приватизации, включая (как основные):

а) через фондовую биржу б) торги (привлечение стратегических инвесторов)

в) акционирование (директор – основной собственник)

г) собственник – физическое лицо д) акционирование (коллективная собственность)

е) акционирование (государство – собственник)

ж) именная чековая приватизация

+

+++

+

+

-

2. Предприватизационная реструктуризация предприятий

+-

3 Поддержка малого бизнеса (в рамках приватизационной политики)

а) применение упрощенной системы регистрации малых предприятий б) введение налоговых льгот в) выделение кредитных средств г) защита от рэкета д) оказание консультационной помощи и развитие менеджмента

+++++

4. Реальная транспарентность приватизационной политики

-

5. Борьба с коррупцией (запрет на участие госчиновников в коммерческих структурах

-

6, Административная реформа

+-

7. Создание в рамках приватизационной политики специального органа по поддержке предпринимательства

+

8. Создание фондов и структур социальной поддержки (в рамках приватизационной политики)

+

9. Реализация программ по борьбе с безработицей

+

10. Совершенствование законодательства, нормативной базы

+

Примечание: +  - применение в значительных масштабах; +-    - лишь декларативно или в ограниченных масштабах, -    - не рассматривалось.

Многовариантность форм приватизации в России наряду с правом выбора одной из них коллективом предприятия рассматривалась в качестве одной из важнейшей составляющей приватизационной политики, направленной на предотвращение нежелательных социальных последствий. Формально коллектив мог стать владельцем контрольного пакета акций предприятий и в дальнейшем решать свою судьбу. При этом, однако, директорский корпус и бюрократический аппарат, пользовались реальной властью и сохраняли немалые возможности достаточно жестко контролировать  процесс подготовки и ход приватизации. Таким образом  формально закрепленные права отличались от реальных.

В общем плане в Программе приватизации констатировалось намерение добиться «более равномерного распределения бремени кризиса в обществе». Для достижения этой цели предусматривались конкретные меры, включая следующие:

-  некоторое ужесточение политики налогообложения высоких и сверхвысоких личных доходов;

-  формирование предпосылок и условий для постепенного повышения заработной платы и с этой целью снятие ограничений на использование фондов потребления на предприятиях;