- разработка механизмов своевременной выплаты заработной платы, создание условий для индексирования зарплаты в соответствии с уровнем цен;
- оказание содействия работникам, чьи рабочие места ликвидируются в ходе реструктуризации и перепрофилирования предприятий в их трудоустройстве, переподготовке.
Необходимость применения этих и других мер не вызывает сомнений. Однако слабым местом в государственной политике в социальной сфере являлась ориентация на обеспечение минимальных (по российским меркам) стандартов – в области образования, медицинского обслуживания, социального обеспечения. На практике масштабы правительственных мер и программ направленных на их реализацию, явно были недостаточными, в отдельных случаях адаптационные механизмы отсутствовали или не срабатывали в нужное время.
Корректировка приватизационной политики в России оказалась ее самым слабым местом, хотя следует отметить несколько большую подготовленность и продуктивность второго и последующего этапов. Так ничего не было сделано для изменения негативного развития событий на этапе чековой приватизации, а после ее провала не был использован опыт стран Восточной Европы по именной чековой приватизации для исправления положения дел, чтобы вернуть обществу утраченную веру в приватизацию.
На неуправляемость ситуации складывающуюся в ходе реформ и приватизации указывают, в частности повторение кризисных ударов типа «черного вторника» 1994 г. и осени 1996 г. («банковский кризис», который специалисты по силе сравнивали с «черным вторником», кризис фондового рынка конца 1997- 1998 г. и августовский дефолт 1998 г. Эти кризисы последовательно обесценивали всю систему минимальных социальных льгот и поддержки, создаваемую с таким трудом, и на протяжении 90-х годов не раз подводили российское общество к порогу широкомасштабного социально-политического конфликта.
Слабым местом в социальной политике приватизации было то, что население, работники предприятий в условиях экономического кризиса в России, низких доходов основной массы граждан, растущей безработицы не обладали средствами, чтобы воспользоваться возможностями и льготами при приобретении акций и государственных облигаций приватизационных займов. В результате вопрос о возможной ревизии и даже отмене итогов приватизации как наиболее радикальной мере корректировки ее результатов остается в центре внимания различных социально-политических сил и движений в России.
Формирование и укрепление рыночного сознания в обществе являлись одной из фундаментальных целей приватизации. Образование устойчивых рыночных мотиваций в среде предпринимателей, у работников негосударственных (приватизированных) предприятий, чиновничества в большой и даже решающей степени влияет на судьбу реформ и рынка и в целом на экономическое развитие.
Однако в России для сложившихся к 2000 г. общественных настроений характерны значительно большие, чем раньше, неустойчивость и неуравновешенность при примерном балансе про- и антирыночных позиций, накопление скрытого потенциала, могущего быстро разрушить этот баланс (криминализация различных слоев общества, укрепление разрастающегося бюрократического слоя, разочарование реформами, рост левого экстремизма и т.п.).
Результаты изучения общественного мнения выявили четкую тенденцию к глубоким переменам в общественном восприятии рыночных реформ и приватизации. Согласно результатам опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), если в начале реформ (1992 г.) соотношение сторонников и противников было 2,5 к 1, то спустя три года оно примерно сравнялось и составило (в %) 29 к 31[9]. Хотя 38,7% взрослого населения России в середине 90-х годов имели акции в личном пользовании, лишь 16,6% (около 6% взрослого населения) владельцев акций надеялись на получение дивидентов. Таковы границы социального неверия в результаты приватизации и реформ в целом, основанные на самом существенном аргументе – реальном личном опыте людей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.