Страны с переходной экономикой «возникающим рынком» можно классифицировать, как «страны, которые прилагают усилия для изменения и совершенствования своей экономики в целях повысить ее эффективность до уровня наиболее передовых государств мира». В этой формулировке по сути и определены основные цели процессов приватизации происходящих в этих странах это является и критерием оценки хода и результатов приватизационного процесса.
Приватизация – это превращение отношений государственной собственности в отношения частной или смешанной собственности. В результате приватизации формируются новые формы собственности: частная, смешанная и качественно новая государственная собственность. Это должно происходить в результате принятия правительством определенной программы.
Полной противоположностью приватизации является национализация – переход имущества из частной собственности в собственность государства.
По существу, приватизация и национализация – это реформа базисных отношений- отношений собственности, фундамента социально-экономической системы, т.к. изменение всех других отношений зависят непосредственно от изменения отношений собственности.
Процесс приватизации государственной собственности – важнейшее средство преобразования командной экономики в рыночную. При оценке приватизации на первый план должен выходить не просто экономический эффект, который достигается при изменении форм собственности, а социальный эффект, т.е. не просто воздействие приватизации на формирование более эффективной хозяйственной системы, а ее воздействие на жизненный уровень населения, на весь комплекс социальных проблем.
Цель приватизации в странах формирующейся рыночной экономики состоит в формировании и укреплении новых форм собственности: частной и смешанной. Все это делается в расчете на то, что будет запущен механизм рыночного управления экономикой: свобода выбора и предпринимательства, личный интерес к максимизации прибыли, конкуренция, новые распределительные отношения; ограничение государственного вмешательства в экономику.
Одна из проблем, возникающих при приватизации, сводится к выбору путей приватизации:
централизованного (приватизация «сверху»), т.е. приватизацией предприятий занимается государство, либо децентрализованного (приватизация «снизу»), т.е. приватизацией занимаются сами предприятия.
В бывших социалистических странах имел место первый способ приватизации. При этом, во многих странах приватизация не охватывала отрасли для которых характерна естественная монополия, такие как железнодорожный транспорт, коммунальные службы и т.д. В этих отраслях даже приватизированных, невозможно создать конкурентную среду и тем самым повысить эффективность их деятельности.
С точки зрения трансформации собственности из одной формы в другую существуют две основные модели приватизации.
Первая модель – продажа, или денежная приватизация.
Это модель передачи государственных предприятий в частные руки путем продажи. Почти вся приватизация в развитых и развивающихся странах осуществляется по этой модели. Лишь небольшое число предприятий приватизируется путем бесплатного распределения. Такая модель приватизации
· обеспечивает появление частного собственника;
· дает государству дополнительные средства;
· создает условия для привлечения в страну иностранного капитала, который приносит с собой эффективный менеджмент и современные технологии.
Известны два вида продаж предприятий: закрытая и открытая:
а) закрытая продажа предусматривает продажу предприятия персоналу и приравненному к нему лицам (обычно пенсионерам данного предприятия). Деньги полученные в ходе продажи, остаются на предприятии и используются для его развития.
Самый большой недостаток закрытой продажи состоит в том, что у администрации предприятия сохраняются все возможности и рычаги для фактического перехода предприятия в свою собственность по довольно низким ценам;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.