Прогресс общественного производства материальных благ сопровождается не только процессом производства общественной формы (общественного пространства и общественного времени), но и процессом производства общественной информации. Вопрос об общественной информации столь же фундаментален, сколь, собственно, и вопрос об общественном пространстве и общественном времени. Для того чтобы наука вооружилась диалектикой, всесторонне необходимо учитывать все основные формы материи.
В основе понимания коммунизма (социализма) в качестве исходной (отправной) точки зрения лежит марксистское понимание (определение), согласно которому коммунизм (социализм) есть общественное движение, уничтожающее капиталистическую действительность — высшую классовую форму существования человеческого общества. Классики определяют коммунизм не как идеал, который должен быть установлен, а как отрицание действительности, которая нам известна в какой-то степени. Однако марксистское определение не только не исключает возможные определения коммунизма в виде идеала, а предполагает их существование. Марксизм предполагает такой идеал: теоретическое описание общественного движения, уничтожающего капиталистическую действительность и переводящего общество в принципиально иное состояние, развивающееся на основе нового, собственного экономического закона.
Коммунистическое мировоззрение есть отражение реального общественного движения, уничтожающее капиталистическую действительность. Наука о коммунизме — это прежде всего поиск разумного отрицания капитализма, определения собственного, коммунистического закона развития. Наука о коммунизме — это преобразование системы условно объективных законов развития капитализма в условно объективные законы коммунизма на основе безусловно объективного закона (принципа) развития и закона (принципа) сохранения.
Капиталистическая форма — совокупность базисных и соответствующих надстроечных отношений — характеризуется бесконечным внутренним многообразием. Мы имеем дело не с застывшей, однообразной внутренней капиталистической формой, а с динамически развивающейся с возрастающим внутренним многообразием капиталистической формой.
Капиталистическая форма, как, собственно, и феодальная, и рабская, является функцией пространственных координат и времени.
Сегодняшний капитализм в России отличается как от сегодняшнего капитализма в Германии, Англии, Японии, так и от вчерашнего капитализма в России. И в то же время капитализм всюду и всегда, где он есть и когда есть, остаётся одним и тем же, неизменным.
Вот эта общая, неизменная, инвариантная форма капитализма должна быть уничтожена, заменена иным инвариантом.
Множество заблуждений, раскалывающих современное коммунистическое движение, обусловлено незнанием инварианта капитализма и, конечно, незнанием инварианта коммунизма (социализма). Каждое конкретное заблуждение, в свою очередь, обусловлено отождествлением какого-то отдельного оттенка капитализма с его инвариантом — сущностью. Поскольку оттенков (явлений) капитализма много, постольку и заблуждений хватает.
А каждое заблуждение относительно капитализма составляет основу множества заблуждений при поиске путей перехода от капитализма к социализму. И при этом каждый заблуждающийся может быть уверенным, что он марксист, так как он отрицает (как он полагает) капитализм. Один отвергает западный, гайдаровский, чубайсовский капитализм и благоговеет перед собственным российским капитализмом. Другой отрицает все формы капитализма, которым от рождения больше одного дня, и благоговеет перед сталинским социализмом, сохраняющим основу капитализма. Всем заблуждениям характерно пренебрежительное отношение к сущности как к некоей «мелочи».
Основная политэкономическая задача науки о коммунизме связана с преобразованием инварианта (сущности) капитализма, с определением собственного инварианта коммунизма (социализма). Инвариант коммунизма невозможно отыскать (открыть) на пустом месте. Его можно открыть только на основе изучения капиталистической действительности, логики и истории возникновения капитализма, на основе научного описания основных форм материи — пространства и времени в целом и относительно общества в частности. Для того, чтобы сколь-нибудь ясно выразить качественно и количественно капиталистический и коммунистический инварианты, различия между ними, необходима общая теория основных форм материи — пространства и времени. Данная теория, являясь основанием для разработки фундаментальных общественных проблем, сама разрабатывается по мере решения конкретных естественных и общественных проблем.
Инвариантность капитализма характеризуется экономическим законом, который формирует матрицу системы производства и, соответственно, матрицу системы надстройки.
Основным законом, формирующим матрицу системы производства в рамках товарного производства, является закон стоимости. Все остальные экономические законы капитализма являются функцией от закона стоимости в такой же степени, в какой товарное производство составляет основу капиталистического производства.
Итак, основные политико-экономические проблемы коммунизма (социализма) связаны с преобразованием (уничтожением) основного закона товарного производства, а вместе с ним всей базисной системы капитализма и соответствующей надстройки.
Общую проблему можно условно разделить на экологическую, макроэкономическую и микроэкономическую, на межклассовую и внутриклассовую. Под макроэкономической проблемой я понимаю всю совокупность проблем, связанных с межотраслевыми связями и отношениями. Внешним (граничным) условием для макроэкономики является способ решения экологических отношений, а внутренним условием — способ решения микроэкономических проблем. Экология — это совокупность всех проблем, возникающих между человеком (человечеством) и другими живыми материальными образованиями в пространстве живого мира на Земле. К экологии относится также проблема взаимоотношений живого мира (прежде всего, человека) с неживым миром. Под микроэкономикой я понимаю совокупность экономических проблем внутри отрасли. Внешним (граничным) условием микроэкономики является способ решения макроэкономических проблем. А внутренним условием микроэкономики выступают интересы отдельных индивидов, групп.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.