Несмотря на то, что философия марксизма чрезвычайно расширяет возможности познания за счёт синтеза двух философских направлений (познавательные возможности марксизма больше, чем сумма возможностей старых школ), возможности марксистской философии ограничены рамками научного языка старых систем (материализма и идеализма).
Метод политической экономии марксизма есть синтез метода философии марксизма и метода классической буржуазной политической экономии. Языковые рамки метода марксистской политической экономии ограничены не только рамками философии, но и рамками буржуазной политической экономии. С помощью философии марксизма рамки буржуазной политической экономии расширяются. Но рамки политической экономии марксизма остаются ограниченными внутренними рамками старой философии и старой политической экономии. И наконец, метод научного коммунизма классиков есть синтез метода марксистской политической экономии и метода классического социализма — учения великих социалистов-утопистов.
Условно говоря, познавательные способности:
- метода марксистской философии по сравнению со старыми методами выросли в 22 раза,
- метода марксистской политической экономии по сравнению со старой политической экономией — в 23 раза,
- метода научного (марксистского) коммунизма по сравнению с методом старой школы — в 24 раза.
Но в целом марксизм ограничен тем общим методом познания, который адекватен цивилизации, в рамках которой создавались:
- старые философские системы,
- буржуазная политическая экономия,
- утопический социализм.
И это несмотря на то, что метод создания метода марксизма направлен на прорыв (духовный, разумный, научный) старой цивилизации. Основа цивилизации — господство разделения труда над его обобществлением. Основа марксистского метода по созданию метода — политика (направление) преодоления старого разделения труда, установления свободной формы труда.
Возможности созданного Марксом и Энгельсом метода познания ограничены. Но возможности марксизма по дальнейшему развитию метода познания (исследования) на основе марксистского метода создания методов вширь (синтез методов различных наук) и вглубь (расширения внутренних рамок каждой науки) ничем не ограничены.
Марксизм как метод состоит из двух составных частей:
- системы созданных методов в философии, политической экономии, научном социализме и
- метода по созданию метода.
Возможности последнего ничем не ограничены, кроме как, естественно, невежеством, растущим прямо пропорционально развитию науки и историческим рамкам развития. За пределы невежества невозможно выскочить, не развивая метод, а за пределы исторических рамок нельзя заглянуть не становясь вровень с веком.
Марксизм как решение общественных проблем представляет кладезь ценностей выводов. Отрицание каких-либо выводов марксизма, сделанных классиками на основе ими разработанного метода, равнозначно, в конечном счёте, отрицанию марксизма в целом. Нет ничего наивнее, чем предполагать, будто классики разработали хороший метод, но при этом они сами давали не всегда верные ответы на исторические вопросы. Такие предположения свидетельствуют о претензиях различных авторов на лучшее, по сравнению с классиками, понимание их метода.
Необходимым условием теоретического разрешения кризиса (перехода от капитализма к коммунизму) является удовлетворение двум условиям:
- соответствие новой теории выводам классиков относительно капитализма и коммунизма (социализма),
- соответствие новой теории методу создания марксистского метода.
Коммунизм, согласно классикам, есть общественное движение, уничтожающее капиталистическую действительность и устанавливающее некую новую действительность.
Всякое же человеческое движение есть, прежде всего, идеальное движение (которое само есть лишь отражение прошлого движения), а затем — практическое движение.
Капитализм, прежде чем он будет уничтожен практически, должен быть уничтожен теоретически. Коммунизм же, прежде чем будет осуществлён практически, должен существовать теоретически. Теоретическое и практическое существование коммунизма неделимо, как неделимы буржуазные идеология и бытиё. Предшествование человеческой идеологической деятельности человеческой практической деятельности не только не предполагает отрыв идеи от практики, а напротив, предполагает единство прошлого опыта и текущей деятельности через вырабатываемую в головах идею будущей практической деятельности.
Теоретическая деятельность советского официального обществоведения после стратегической ошибки КПСС не удовлетворяла и не могла (по политическим мотивам) удовлетворять необходимым условиям возникновения теории коммунизма. До стратегической ошибки официальное обществоведение после смерти Ленина в основном уже не удовлетворяло необходимым условиям разрешения капиталистического противоречия. Но оно имело политическую возможность удовлетворять условиям развития теории коммунизма.
Материализм признаёт, что опыт есть основной, исходный критерий истины. Выработка идеи, соответствующей результатам опыта, есть первый шаг человеческой мысли. Дальнейшее мышление опирается на это первое высказывание и на закон непротиворечивости различных высказываний (основной закон формальной логики). После «отрыва» от непосредственно опыта критерием истинности результатов мышления является логическая их взаимная непротиворечивость.
Историческая наука строится на основе прошлого опыта, а проверяется на правильность, истинность будущим человеческим опытом, осуществляемым либо на основе данной теории, либо вопреки её требованиям.
Здесь уместно напомнить о гегелевской формуле: «всё действительное разумно, всё разумное действительно».
В этой формуле первая часть выражает хорошо известное высказывание Маркса о том, что общественное бытие определяет общественное сознание (разум). А вторая часть выражает ту мысль, что человеческий опыт есть реализация человеческого разума. Развал СССР разумен именно потому, что горбачёвское общественное безумие, его «новое мышление» (сознание) стало действительным.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.