6. Определение компонентного состава смеси по номограмме.
7.
Определение
наименьшей температуры, при которой возможен пуск двига
теля.
8. Оценка эксплуатационных свойств.
1. Оценка масла по внешним признакам.
Оценка масла по внешним признакам производится так же как и у дизельного топлива по методике, изложенной в работе №2.
2. Определение наличия в масле водорастворимых кислот и щелочей. Наличие в масле водорастворимых кислот и щелочей определяется так же как и у дизельного топлива по методике, изложенной в работе №2.
3. Определение кинематической вязкости моторного масла
при
100°С. ,,
Цель работы: Научиться определять вязкость масла.
Аппаратура и материалы: капиллярный вискозиметр, штативы для крепления вискозиметров, секундомер, термометр.
Вязкость моторных масел оказывает наибольшее влияние на надежность, безотказность, долговечность, а также эффективность работы двигателя. От величины вязкости моторного масла при рабочих температурах зависят: характер и вид трения в трущих сопряжениях двигателя, затраты энергии на циркуляцию масла в системе смазки, отвод тепла от нагретых деталей двигателя, возможность пуска двигателя при низких температурах окружающего воздуха.
Вязкость моторного масла изменяется в зависимости от температуры. Повышение вязкости, вследствие снижения температуры, ухудшает циркуляцию
масла в системе смазки. Слишком низкая вязкость масла ухудшает его смазывающие свойства, что вызывает повышенный износ.
Принципиальная зависимость вязкости масел нефтяного происхождения от температуры выражается логарифмической кривой (рис. З.1.), которая достаточно точно описывается формулами Рамайя или Вальтера.
Формула Рамайя имеет вид:
η = A+B/T
где η - динамическая вязкость масла Т - абсолютная температура
А и В - коэффициенты, постоянные для данного масла Формула позволяет представить вязкостно-температурную характеристику масла в координатах 1/Т, функции igT, представляющую собой прямолинейную зависимость.
Формула Вальтера в экспоненциальной форме:
(νt + α) = lgα /Tε 2.
где vt - кинематическая вязкость масла, мм2/с, при температуре Т - абсолютная температура, К
а - коэффициент, зависящий от индивидуальных свойств жидкости. Для современных масел лучшее совпадение с опытными данными получается при α = 0,6.
Или lglg(ν,+0.6) = А + ВlgT 3.
где А и В - постоянные коэффициенты, зависящие от свойств масел.
Обычно А = 0,8... 0,91
В = 3,0.. .4,5
На основе уравнений Вальтера и Рамайя построены специальные координатные сетки, по которым легко построить вязкостно-температурные характеристики различных масел. Для построения такой характеристики в сетке Вольтера необходимо, как минимум, 3 точки: ν0; ν50; ν70, если вязкость масла ν50≤20 мм2/с, ν0; ν50; ν100, если вязкость масла ν50=21 ... 125 мм2/с.
В диапазоне температур 50...100°С удобнее изображать вязкостно-температурную характеристику в обычных координатах, при температурах при температурах 0. . . 100°С - в логарифмических координатах Вальтера (рис. 3.2.).
Логарифмический характер изменения вязкости автомобильных масел позволяет исправлять вязкость масла до требуемых значений путем смешивания двух масел (рис. 3.3. ).
С целью более полной характеристики вязкостно-температурных свойств масел стандартами (ГОСТ и ОСТ) и техническими условиями (ТУ) нормируется вязкость масла при 0°С (для всесезонных и зимних сортов моторных масел) и индекс вязкости (И.В.).
Индексом вязкости называется относительная величина, которая показывает степень изменения вязкости масла в зависимости от его температуры по сравнению с эталонным маслом. Для определения И.В. необходимо иметь две серии эталонных масел, при этом сравнение показателей вязкостных свойств масел осуществляется по эмпирическим формулам.
В соответствии с ГОСТ 25371-82 для масел с индексом вязкости менее 100, И.В. определяется по формулам:
И.В. = ν – ν1 /ν – ν2*100
И.В. = ν – ν1 / ν3*100
где ν - кинематическая вязкость масла при 40°С, из которого индекс равен
О, а при 100°С, имеющем такую же вязкость, как и испытуемое масло, мм2/с
(сСт)
ν2 - кинематическая вязкость испытуемого масла при 40°С мм2/с (сСт)
ν3 -кинематическая вязкость масла при 40°С, у которого индекс вязкости
равен 100, имеющий при 100°С такую же вязкость, как и испытуемое масло,
мм2/с (сСт)
ν3 = ν – ν2
6.
По этим формулам вычисляется И.В., если кинематическая вязкость масла при 100°С находится в пределах 2... 70 мм2/с (сСт). При этом, значение кинематической вязкости (ν1) испытуемого масла при 40°С определяется измерением вязкости при лабораторных испытаниях, а значения вязкости ν, ν2, ν3 - выбирается из таблицы 3.1.
ГОСТ 25371-82, в зависимости от значения вязкости испытуемого масла при 100°С.
Для пользования номограммой (рис. 3.4.), необходимо знать значения кинематической вязкости масла при 50°С и при 100°С.
Значения индекса вязкости порядка 80-100 единиц и выше характеризует хорошие вязкостно-температурные свойства масел. Чем больше индекс вязкости, тем меньше изменяется вязкость масла с понижением температуры, тем лучше пусковые качества масел. При температуре выше 100°С вязкость меняется незначительно, а при отрицательных температурах - сильно.
Отличительной особенностью данной работы является то, что при определении кинематической вязкости масла устанавливают несколько значений температур: 30°С, 40°С, 50°С, 80°С, 90°С и 100°С. Для нагревания масла до температуры 50°С используют термостат с дистиллированной водой, свыше 50°С до 100°С - глицерин или другое маловязкое масло (трансформаторное). При определении вязкости при 0°С жидкостью в термостате служит вода с талым снегом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.