7. Определение октанового числа бензина расчетным путем.
8.
Определение
марки испытуемого образца бензина по совокупности всех по
казателей
и соответствия качества бензина требованиям ГОСТа.
9. Заключение о
возможности применения заданного образца бензина.
10.Оформление
отчета по работе.
1. ОЦЕНКА БЕНЗИНОВ ПО ВНЕШНИМ ПРИЗНАКАМ
Любые топлива для двигателей, в том числе и бензины, не должны содержать механических примесей и воды при отгрузке с завода. Однако, вода и примеси могут попасть при транспортировке, хранении, заправке и так далее. Поэтому топлива для двигателей должны периодически проверяться на наличие в них примесей и воды, что может осуществляться либо простейшими методами, либо при помощи специальных приборов.
Качественная оценка наличия механических примесей в бензине состоит из осмотра пробы в стеклянном цилиндре диаметром 40-55 мм, при этом во всей массе бензина невооруженным глазом не должно обнаруживаться ни взвешенных, ни осевших на дно твердых частиц.
Растворенная вода в нефтепродуктах в обычных условиях составляет сотые доли процента. Такое содержание ее в бензине совершенно безвредно и не вызывает потерю прозрачности. Избыточное количество воды будет собираться отдельным слоем на дне сосуда или находиться после сильного перемешивания
во взвешенном состоянии. Для качественного обнаружения воды в бензинах используют стеклянные цилиндры диаметром 40-55 мм. Безводные бензины не могут образовывать водяного слоя на дне цилиндра и должны быть совершенно прозрачны.
1.1.
Определить цвет
бензина. Определить его марку по ГОСТ 2084-77. Срав
нить его марку по ГОСТ 2084-77. Сравнить
образец бензина по цвету с
имеющимися образцами марок бензинов.
1.2.
Определить
способ производства бензина по его запаху. Бензины имеют
запах.
Резко и неприятно пахнут бензины термического крекинга, тогда
как
топлива двухступенчатого каталитического крекинга (включающие
значительное
количество ароматических углеводородов) обладают сла
бым
ароматным запахом.
1.3.
Нанести
каплю испытуемого топлива на фильтровальную бумагу и вклю
чить
секундомер. Через 1 минуту по характеру испарения топлива опре
делить сорт топлива (зимнее
или летнее). Авиационные и зимние автомо
бильные бензины полностью испаряются через 1 минуту, не оставляя при
этом никакого следа. Летние автомобильные
бензины испаряются мед
леннее и через 1 минуту на
фильтровальной бумаге может сохраниться не
полностью высохшее пятно.
1.4. Налить
в мерный цилиндр, емкостью на 250 мл, 200 мл бензина и в про
ходящем свете определить наличие в
нем воды и механических примесей.
2. Качественный
анализ содержания фактических смол непредель
ных углеводородов (олефинов).
Цель опыта: Приобрести навыки в определении наличия олефинов в бензинах.
Аппаратура и реактивы: Пробирки, КМпО4 (водный раствор), образец бензина, делительная воронка.
Бензины, имеющие в своем составе продукты термического крекинга или одноступенчатого каталитического крекинга, могут содержать значительное количество олефинов, способных во время транспортировки и хранения превратиться (вследствие окислительно-полимеризационных процессов) в смолы.
Чрезмерно высокая концентрация смол отрицательно сказывается на работе двигателя. В связи с этим возникает необходимость качественной оценки способности топлива в эксплуатационных условиях к самопроизвольному ос-молению:
2.1. На сферическое стекло диаметром 50-60 мм
нанести исследуемый бензин в
количестве 1 мл.
2.2. Поставить стекло на
асбестовую прокладку. Поджечь находящийся на нем
бензин
и дать ему полностью выгореть.
2.3. По остатку оценить
смолистость бензина. Бензины, не содержащие смол,
оставляют на стекле слабозаметное небольшое беловатое пятно; бензины, со
держащие
смолы, оставляют на стекле кольца желтого или коричневого цвета;
бензин, содержащий масло, оставляет на стекле пятно, с наружной стороны ко торого остается кольцо несгоревших капелек масла.
2.4. Определить (приближенно) по таблице количества смол, содержащихся в 100 мл топлива, измерив диаметр пятна сгоревшего бензина линейкой.
Диаметр пятна, мм |
6 |
8 |
10 |
12 |
14 |
16 |
18 |
20 |
22 |
24 |
Количество смол, содержащихся в 1 00 мл топлива |
4 |
И |
20 |
32 |
43 |
56 |
70 |
85 |
102 |
120 |
2.5. Налить в пробирку 5... 10 мл (примерно 1/2
пробирки) испытуемого бензиш
и такое же количество водного раствора КМпО4 и взболтать смесь.
2.6.
По
истечении двух минут оценить наличие в бензине непредельных углево
дородов
(олефинов). Обесцвечивание слоя или изменение окраски с малиново-
фиолетовой
на желтую будет говорить о наличии олефинов в испытуемом об
разце
бензина. При отсутствии в бензине олефинов после расслаивания смесг
фиолетовый
цвет раствора не изменится.
Качественная
проба на присутствие в бензине нейтральных углеводоро
дов (олефинов) основана на реакции водного раствора марганцево-кислого ка
лия (KmnO4): ; 5
ЗСН = СН2 + 2KmnO4 + 4К2О - 2КОН + 2МпОД + ЗСН(ОН)СН2(ОН)
В результате окисления олефинов кислородом, выделившегося из KmnO4: малиново-фиолетовый цвет раствора переходит в бурый или темно-желтый цвет двуокиси марганца (МпО2), который может выпасть в осадок.
3. Определение содержания в бензине водорастворимых кислот и щелочей (проба на нейтральность).
Цель опыта: Научиться определять наличие водорастворимых кислот и щелочей.
Аппаратура и реактивы: Воронка делительная вместимостью 250-500 мл. пробирки, вода дистиллированная, фенолфталеин (1% спиртовой раствор); метиловый оранжевый (0,02% водный раствор), образец бензина.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.