2.1. Замерить плотность
дизельного топлива, находящегося в мерном со
суде на
250 мл, с помощью нефтеденсиметра, по методике, изложенной в лабо
раторной
работе №1.
2.2. Пользуясь формулой и
таблицей, определить плотность испытуемого
топлива
при температуре 20° С.
2.3. Результаты
определения плотности дизельного топлива занести в таб-
лицу.
Показатели нефтеденсиметра |
Температура топлива |
Температурная поправка |
Плотность при 20°С |
3. Определение кинематической вязкости с помощью вискозиметра.
Цель опыта: при помощи вискозиметра уметь определить вязкость дизельного топлива.
Аппаратура и реактивы: Вискозиметр типа ВПЖ-2 (ВПЖ-4), фарфоровый тигель, термостат, образец топлива, секундомер.
Кинематическая вязкость характеризует удельный коэффициент внутреннего трения между молекулами топлива (жидкости) и представляет собой отношение динамической вязкости топлива к его плотности при температуре измерения. Кинематическая вязкость топлива оценивается в сантистоксах (сСТ=мм/с) и может быть определена с помощью капиллярных вискозиметров
по ГОСТ-33-82. При измерении кинематической вязкости дизельного топлива прозрачных масел наибольшее распространение получили вискозиметры тип ВПЖ-2 или типа Пинкевича (ВПЖ-4)(рисунок 1а и 16), отличающиеся конст рукцией прибора. Капиллярные вискозиметры типа ВПЖ-2 и типа Пинкевич представляют собой -образную трубку с тремя расширениями, в узкое колено которой впаян капиллярный канал 2. Диаметр капилляра при измерении вязко сти дизельного топлива должен составлять 0,8-1,0 мм, что обеспечивает про должительность измерений не менее 200°С.
Кинематическая вязкость жидких нефтепродуктов определяется как про изведение среднего времени протекания через капилляр объема жидкости, на ходящейся в верхнем расширении между метками Ml и М2 на постоянною вис козиметра (С),
ν 20 =τ · с (сСт) 3.1.
где v2o - кинематическая вязкость при 20°С.
Вязкость дизельного топлива оказывает влияние на его прокачиваемость а также качество распыла форсунками. Поэтому в существующих стандартам (ГОСТ-305-82) значения кинематической вязкости нормируются как по мини мальной, так и по максимальной величине. -.,
3.1.
На
боковой отвод (5) рис.1 а вискозиметра надеть резиновую трубку. Пе
ревернуть вискозиметр так, чтобы его открытые концы были направлен
вниз.
Узкое колено вискозиметра отпустить в стаканчик с дизельным топ
ливом, а
отверстие широкого колена (4) зажать пальцем. С помощью ва
куумного насоса и рта засосать топливо через резиновую трубку в узкое
колено вискозиметра до метки
между капилляром и расширением. После
этого перевернуть вискозиметр в нормальное
положение, снять резино
вую трубку с бокового отвода (5) и
надеть на узкое колено прибора.
3.2.
Установить
вискозиметр на штативе в строго вертикальном положении
погрузив
полностью нижнее расширение (1) рис.1 в жидкость водяногс
бочка с
подогревом. Подогревать водяной бочок следует в том случае, ес
ли температура топлива ниже 20°С.
3.3.
С
помощью резиновой трубки, надетой на узкое колено вискозиметра, за
сосать топливо в расширение
(3), чтобы его уровень был выше метки М ,
При этом необходимо следить, чтобы в
капилляре вискозиметра не былс
пузырьков воздуха и разрывов в
испытуемой жидкости.
3.4.
Отпустить резиновую
трубку и наблюдать за протеканием топлива в вис
козиметре. Когда уровень топлива достигнет
верхней метки между рас
ширениями (3) (метками М ), включить секундомер и остановить его при
достижении уровня топлива нижней метки (М ). Записать время протека
ния топлива между метками (М и М )
вискозиметра. Эксперимент повто
рить 3 раза, вычислить среднее
арифметическое трех замеров, которое ха
рактеризует среднее время протекания
топлива через капилляр вискози
метра.
1 - образная трубка; 2 - капилляр; 3 - нижнее расширение; 4 - широкое колено; 5 - отводная трубка; 6 - расширение
РИС. 1. Схема устройства капиллярных вискозиметров: А) типа ВПЖ-2 (ВПЖТ-2); Б) типа ВПЖ-4 (Пинкевича)
Используемые в работе вискозиметры представляют собой очень хрупки и дорогие приборы. В связи с этим, при работе с ним надо проявить максиму! осторожности и, в частности, держать и закреплять их следует только за одн колено. Наиболее часто поломка вискозиметров происходит при надевании } снятии резиновой трубки, поэтому при этой операции нужно держать их имени за то колено, на которое надевается или с которого снимается резиновая трубка
Кроме этого любой вискозиметр становится неработоспособным, если bi внутреннюю полость его попадает вода или ее пары. По этой причине при за полнении вискозиметра и при определении вязкости не следует допускать по падания в него воды, слюны и так далее. 3.5. Определить вязкость испытуемого образца дизельного топлива по формуле:
V20=Tcp'C(CCT)
где τ ср = τ1 + τ2 + τ3/3 - среднее время протекания топлива через капилляр вискозиметра, определенное как среднее арифметическое 3-х замеров.
4. Определение температуры вспышки в закрытом тигле.
Аппаратура и реактивы: образец дизельного топлива, прибор для опреде ления температуры вспышки в закрытом тигле, спички.
Важной характеристикой физико-химических свойств дизельных топлш является температура вспышки. По температуре вспышки топлива можно су-дить о его составе, и, в частности, о наличии в топливе бензина и других легкоиспаряющихся углеводородов. Температура вспышки также характеризует пожарную опасность топлива при хранении и использовании, и особенно в жаркго условиях эксплуатации. Поэтому, наряду с другими показателями качества, i летних видах дизельного топлива температура вспышки указывается в марке топлива. Например, Л - 0,5, 40°С ГОСТ 305-82, где +40°С - температуре вспышки.
Температура вспышки - температура, при которой нефтепродукт, нагреваемый в строго определенных условиях, выделяет такое количество паров, которое образует с окружающим воздухом смесь, вспыхивающую при поднесении к ней пламени.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.