Методические указания по проведению практических занятий по дисциплине: «Автомобильные эксплуатационные материалы», страница 6

2.1.  Замерить плотность дизельного топлива, находящегося в мерном со­
суде на 250 мл, с помощью нефтеденсиметра, по методике, изложенной в лабо­
раторной работе №1.

2.2.  Пользуясь формулой и таблицей, определить плотность испытуемого
топлива при температуре 20° С.

2.3.  Результаты определения плотности дизельного топлива занести в таб-
лицу.

Показатели нефтеденсиметра

Температура топлива

Температурная поправка

Плотность    при 20°С

 3. Определение кинематической вязкости с помощью вискозимет­ра.

Цель опыта: при помощи вискозиметра уметь определить вязкость ди­зельного топлива.

Аппаратура и реактивы: Вискозиметр типа ВПЖ-2 (ВПЖ-4), фарфоровый тигель, термостат, образец топлива, секундомер.

Кинематическая вязкость характеризует удельный коэффициент внутрен­него трения между молекулами топлива (жидкости) и представляет собой от­ношение динамической вязкости топлива к его плотности при температуре из­мерения. Кинематическая вязкость топлива оценивается в сантистоксах (сСТ=мм/с) и может быть определена с помощью капиллярных вискозиметров


по ГОСТ-33-82. При измерении кинематической вязкости дизельного топлива прозрачных масел наибольшее распространение получили вискозиметры тип ВПЖ-2 или типа Пинкевича (ВПЖ-4)(рисунок 1а и 16), отличающиеся конст рукцией прибора. Капиллярные вискозиметры типа ВПЖ-2 и типа Пинкевич представляют собой -образную трубку с тремя расширениями, в узкое колено которой впаян капиллярный канал 2. Диаметр капилляра при измерении вязко сти дизельного топлива должен составлять 0,8-1,0 мм, что обеспечивает про должительность измерений не менее 200°С.

Кинематическая вязкость жидких нефтепродуктов определяется как про изведение среднего времени протекания через капилляр объема жидкости, на ходящейся в верхнем расширении между метками Ml и М2 на постоянною вис козиметра (С),

ν 20 =τ · с (сСт)                                     3.1.           

где v2o - кинематическая вязкость при 20°С.

Вязкость дизельного топлива оказывает влияние на его прокачиваемость а также качество распыла форсунками. Поэтому в существующих стандартам (ГОСТ-305-82) значения кинематической вязкости нормируются как по мини мальной, так и по максимальной величине. -.,

3.1.  На боковой отвод (5) рис.1 а вискозиметра надеть резиновую трубку. Пе
ревернуть вискозиметр так, чтобы его открытые концы были направлен
вниз. Узкое колено вискозиметра отпустить в стаканчик с дизельным топ
ливом, а отверстие широкого колена (4) зажать пальцем. С помощью ва
куумного насоса и рта засосать топливо через резиновую трубку в узкое
колено вискозиметра до метки между капилляром и расширением. После
этого перевернуть вискозиметр в нормальное положение, снять резино­
вую трубку с бокового отвода (5) и надеть на узкое колено прибора.

3.2.  Установить вискозиметр на штативе в строго вертикальном положении
погрузив полностью нижнее расширение (1) рис.1 в жидкость водяногс
бочка с подогревом. Подогревать водяной бочок следует в том случае, ес­
ли температура топлива ниже 20°С.

3.3.  С помощью резиновой трубки, надетой на узкое колено вискозиметра, за­
сосать топливо в расширение (3), чтобы его уровень был выше метки М ,
При этом необходимо следить, чтобы в капилляре вискозиметра не былс
пузырьков воздуха и разрывов в испытуемой жидкости.

3.4.  Отпустить резиновую трубку и наблюдать за протеканием топлива в вис­
козиметре. Когда уровень топлива достигнет верхней метки между рас­
ширениями (3) (метками М ), включить секундомер и остановить его при
достижении уровня топлива нижней метки (М ). Записать время протека­
ния топлива между метками (М и М ) вискозиметра. Эксперимент повто­
рить 3 раза, вычислить среднее арифметическое трех замеров, которое ха­
рактеризует среднее время протекания топлива через капилляр вискози­
метра.


1 -   образная трубка; 2 - капилляр; 3 - нижнее расширение; 4 - широкое колено; 5 - отводная трубка; 6 - расширение

РИС. 1. Схема устройства капиллярных вискозиметров: А) типа ВПЖ-2 (ВПЖТ-2); Б) типа ВПЖ-4 (Пинкевича)


Используемые в работе вискозиметры представляют собой очень хрупки и дорогие приборы. В связи с этим, при работе с ним надо проявить максиму! осторожности и, в частности, держать и закреплять их следует только за одн колено. Наиболее часто поломка вискозиметров происходит при надевании } снятии резиновой трубки, поэтому при этой операции нужно держать их имени за то колено, на которое надевается или с которого снимается резиновая трубка

Кроме этого любой вискозиметр становится неработоспособным, если bi внутреннюю полость его попадает вода или ее пары. По этой причине при за полнении вискозиметра и при определении вязкости не следует допускать по падания в него воды, слюны и так далее. 3.5.    Определить вязкость испытуемого образца дизельного топлива по формуле:

V20=Tcp'C(CCT)

где τ ср = τ1 + τ2 + τ3/3  - среднее время протекания топлива через капилляр вискозиметра, определенное как среднее арифметическое 3-х замеров.

 4. Определение температуры вспышки в закрытом тигле.

Аппаратура и реактивы: образец дизельного топлива, прибор для опреде ления температуры вспышки в закрытом тигле, спички.

Важной характеристикой физико-химических свойств дизельных топлш является температура вспышки. По температуре вспышки топлива можно су-дить о его составе, и, в частности, о наличии в топливе бензина и других легко­испаряющихся углеводородов. Температура вспышки также характеризует по­жарную опасность топлива при хранении и использовании, и особенно в жаркго условиях эксплуатации. Поэтому, наряду с другими показателями качества, i летних видах дизельного топлива температура вспышки указывается в марке топлива. Например, Л - 0,5, 40°С ГОСТ 305-82, где +40°С - температуре вспышки.

Температура вспышки - температура, при которой нефтепродукт, нагре­ваемый в строго определенных условиях, выделяет такое количество паров, ко­торое образует с окружающим воздухом смесь, вспыхивающую при поднесении к ней пламени.