Методические указания по проведению практических занятий по дисциплине: «Автомобильные эксплуатационные материалы», страница 10

 5. Определение температуры вспышки в закрытом тигле. Опреде­ление температуры вспышки в закрытом тигле определяется так же как и у ди­зельных топлив по методике, изложенной в работе 2.

6. Определение компонентного состава (процентное содержание составляющих частей) смеси по объему заданной вязкости. Смесь составляется из испытуемого образца моторного масла и заведомо известного образца масла.

Важнейшим показателем качества масла для двигателей является его вяз­кость при 100°С, поэтому ее величина и кладется в основу расчета состава сме­си.

6.1. Для расчета вязкости смеси двух нефтепродуктов принято использовать номограмму (рис. 3.3.). На левой шкале отмечают значения вязкости маловязко­го масла, на правой - высоковязкого масла, взятых для получения нужной сме­си, и соединяют эти точки прямой линией. Затем из точки, соответствующей значению вязкости составляемой смеси производят прямую, параллельную оси абсцисс, до пересечения с первой прямой, из точки пересечения этих прямых

опускают на ось абсцисс перпендикуляр, указывающий на % содержание в сме­
си (по объему) высоковязкого масла. Однако, часто найденный состав выдер­
жать на практике трудно, поэтому результат следует округлить до получения
возможно более простых соотношений (1:1, 1:2, 1:3, 1:4, 2:3, и так далее) и во
всяком случае до чисел кратных 5-ти. После определения необходимо найти но­
вую вязкость смеси. Затем надо убедиться, что соответствующая округленному
значению вязкость смеси не выходит за пределы допусков, либо удовлетворяет
5-10% отклонения. Если условие нарушилось, то с помощью новых округлений
нужно их соблюсти.                                                                                                          '

В заключении вычислить ориентировочное значение температуры застывания смеси.

tз.с. =АtА + ВtВ /100,0С

где А - содержание в % масла с температурой застывания равной tA

В - содержание в % масла с температурой застывания масла равной tB

6.2. Составление и проверка качества смеси.

Для приготовления смеси имеется градуированная пробирка, в которую надо

залить, не попадая на стенки, сначала требуемое количество менее вязкого мас-

ла, а затем более вязкого.

Сопоставить расчетную вязкость смеси при 100°С и вычисленные для нее вели-

чины вязкости при 0°С и температуры застывания занести в итоговую таблицу.

Определение вязкости смеси масел аналогично опыту 3 данной лабораторной

работы.

 7. По результатам построения вязкостно-температурной характе­ристики масла в логарифмических координатах (пункт 3.6.) определить наи­меньшую температуру масла, при которой возможен пуск холодного двигателя без предварительного разогрева.

 8.

8.1.  По совокупности показателей вязкостно-температурных свойств испы­
туемого образца моторного масла и смеси масел оценить его эксплуата­
ционные качества, указать условия и область возможного применения.

8.2.  Составить отчет о выполненной работе.


                        ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4

"ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ И ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПЛАСТИЧНЫХ (КОНСИСТЕНТНЫХ)                  СМАЗОК"

Цель работы:

1.  Знакомство с методами определения основных параметров, характер
зующих качество консистентных смазок.

2.  Закрепление знания марок смазок и стандартов на них.

3.  Приобретение навыков по оценке качества смазок и установлению )
ловий применения их для автомобилей.

                                             ЗАДАНИЕ.

1.   Оценить испытуемый образец по внешним признакам (запах, цвет, внешний вид).              

2.  Испытание образца на жировое пятно.

3.  Испытание образца на растворимость в воде и бензине.

4.  Испытание на расслаиваемость пластичных смазок.

5.  Определение температуры каплепадения пластичной смазки.

6.    Определение ренетрации пластичной смазки.

7.  Установление марки образца смазки и их индексных обозначений; определ'
ние области применения установленной марки пластинчатой смазки.

8.  Оформление отчета.

 1. Определение марки и качества пластичных смазок по внешни признакам (запах, цвет, внешний вид).

Пластичные смазки находятся в мазеобразном состоянии и представляй: собой коллоидную систему, состоящую на 80...90% из жидкой и на 10...20° твердой фаз, с добавлением присадок и наполнителей. Жидкая фаза (минерал! ное масло) составляет основу пластичной смазки и располагается в ячейка структурного каркаса, образованного твердой фазой (загустителем). В качеств загустителей в пластичных смазках используются различные мыла, получаемы на основе натуральных (растительных и животных) жиров или синтетически: жировых кислот. Некоторые пластичные смазки загущены высокоплавкими уг леродами (парафином, церезином и другими), а также твердыми минеральным] веществами (алюмогель, силикагель, бентонитовая глина и другими).

Почти все смазки являются непрозрачными, поэтому их цвет надо фикси ровать только в отраженном свете. Цвет зависит от окраски входящих в соста] смазки компонентов и в некоторой степени от технологии изготовления. Боль шинство смазок, применяемых для автомобилей, сохраняет в процессе проиЗ' водства цвет содержащихся в них примесей. Следовательно, чем светлее смазка тем более глубокой очистки масло использовано для ее изготовления.


Массовые смазки (солидолы, консталины и другие) обычно имеют цвет от светло-желтого до темно-коричневого, присутствие графита даже в небольших количествах (0,5%) сообщает им черный цвет.

Смазки с углеродами загустителями (теонический вазелин и другие) име­ют слабый запах нефтепродуктов. Жировые смазки универсального назначения (например, солидолы серии УС) могут пахнуть хозяйственным мылом.

Все массовые синтетические смазки (солидолы и другие) обладают свое­образным, слегка ароматным запахом, который после первого знакомства с ним в дальнейшем быстро и безошибочно распознается.