Методические указания по проведению практических занятий по дисциплине: «Автомобильные эксплуатационные материалы», страница 13

3.  Приобретение навыков оценки качества тормозных жидкостей и ;
новлению условий их применения для автомобилей.

ЗАДАНИЕ.

1.  Определение тормозной жидкости по цвету и запаху.

2.  Проверка тормозных жидкостей на взаимосмещение

3.  Проверка образцов тормозной жидкости на растворимость в воде и бензине.

4.  Измерение кинематической вязкости тормозной жидкости.

5.  Измерение температуры кипения свежей и увлажненной жидкости.

6.  Измерение плотности тормозной жидкости.

7.  Оформление отчета.

 1. Определение тормозной жидкости по цвету и запаху

Цель опыта: приобрести навыки определения тормозной жидкости внешним признакам.

Аппаратура и реактивы: образцы тормозных жидкостей, пробирки хими ческие.

Безотказная работа тормозных систем с приводом оказывает непосред! венное влияние на безопасность дорожного движения и существенно зависит качества тормозной жидкости, ее способности не терять текучесть в широю диапазоне температур и обладать несжимаемостью.

Долговечность работы тормозного привода, затраты на его техническое обслуживание и ремонт в значительной степени определяются антипорозиль ными свойствами тормозной жидкости, ее химической стабильностью, а тао смазывающими свойствами.

Отечественная промышленность выпускает в настоящее время несколько разновидностей тормозных жидкостей, которые по характеру основы можно подразделить на касторовые, гликолевые, нефтяные.

Тормозные жидкости на касторовой основе представляют собой смеси касторового масла со спиртами: изоамиловым, бутиловым, этиловым. В зависи мости от того, какой из названных спиртов используется в смеси с касторовые маслом, тормозные жидкости имеют марку АСК, БСК, ЭСК. Наибольшее при менение из касторовых тормозных жидкостей нашла смесь бутилового спирта с


касторовым маслом (50% на 50%) - БСК. Она имеет красную (иногда зеленую) окраску и характерный запах бутилового спирта.

В гидравлических приводах современных автомобилей все большее при­менение находят гликолевые тормозные жидкости ГТЖ, представляющие собой смеси двухатомных спиртов (гликолей). В настоящее время выпускается не­сколько марок ГТЖ: "НЕВА", "ТОМЬ", "РОСА", ГТЖ-22М и другие.

"НЕВА" - смесь этилкарбитола (51%...59%), диолов (31%...34%), эфиров карбитола (5%) и смесей гликолей (13%... 14%) с добавкой загустителя и проти­вокоррозийных присадок.

"ТОМЬ" - состоит из смеси гликолей и эфиров борной кислоты с добавле­нием загустителя и антикоррозийных присадок.

"РОСА" - многокомпонентная смесь борсодержащих олигомеров, окисей алкиленов с добавлением антикоррозийных и антиокислительных присадок.

ГТЖ-22М - смесь гликолей и воды и антикоррозийных присадок.

Нефтяная тормозная жидкость ГТН. Основу тормозной жидкости ГТН со­ставляют деароматизированные углеводороды типа керосина. Цвет жидкости -красный, запах - характерный для нефтепродуктов. 1.1.    Образцы тормозных жидкостей перелить в пробирки по 10 мл в каждую и

рассмотреть в проходящем свете, обращая внимание на их цвет, прозрач­ность и однородность.

ОПЫТ 2. Проверка образцов тормозных жидкостей на растворимость в воде и бензине.

Аппаратура и реактивы: образцы тормозных жидкостей, пробирки хими­ческие, бензин автомобильный, вода дистиллированная.

Касторовые тормозные жидкости (БСК и другие) с водой не смешивают­ся, а при энергичном перемешивании образуют эмульсии, не пригодные для применения в качестве тормозных жидкостей. Поэтому в процессе эксплуата­ции автомобиля необходимо беречь касторовые тормозные жидкости от попа­дания в них влаги. При добавлении бензина к касторовым тормозным жидко­стям происходит их полное перемешивание, при этом образуется однородная смесь.

Тормозная жидкость "Нева" имеет высокую герметичность.

"Томь" хорошо растворяется в воде.

Гликолевые тормозные жидкости легко растворяются в воде (в любых пропорциях) и не смешиваются с бензином образуя с ним после перемешивания и отстоя два четко разграниченных слоя.

Нефтяные тормозные жидкости ГТН хорошо смешиваются с бензином и не смешиваются с водой.

2.1. Каждый образец тормозной жидкости разлить в две пробирки по 5 мл. В первую из пробирок добавить такое же количество бензина, во вторую - дис­тиллированной воды. Для улучшения перемешивания испытуемых жидкостей с водой или бензином, пробирки необходимо встряхнуть, а затем дать смеси от­стояться.


3. Проверка тормозных жидкостей на взаимосмещение.

Аппаратура и реактивы: пробирки химические, образцы жидкостей.

Гликолевые тормозные жидкости полностью взаимозаменяемы, они хо­рошо смешиваются (взаиморастворяются) и могут применяться как самостоя­тельно, так и в смеси друг с другом.

При смешивании гликолевых и спирто-касторовых тормозных жидкостей (например, "Нева" и "БСК") может произойти расслоение жидкости с образова­нием осадка, что может вызвать потерю подвижности поршней тормозных ци­линдров (их заклинивание). Поэтому в процессе использования тормозных жидкостей на разной основе не допускается их смешивание.

3.1. Для проверки смешиваемости образцов тормозных жидкостей в пробирки наливают по 5 мл каждого из двух смешиваемых образцов жидкости и встряхивают. После отстаивания по состоянию смеси судят о взаиморастворимости тормозных жидкостей.

 4. Измерение кинематической вязкости тормозной жидкости.

Цель опыта: Определение кинематической вязкости тормозной жидкости.

Аппаратура и реактивы: образцы тормозной жидкости, вискозиметр, ВПЖ-4, электрообогреватель, термометр.

Все касторовые жидкости имеют неудовлетворительную вязкость - тем­пературную характеристику, и применяются главным образом в районах с уме­ренным климатом при температуре до -20°С.

ГТЖ по многим свойствам превосходят БСК - они имеют хорошие низко­температурные свойства (температура замерзания ниже -60°С).

"Нева" имеет удовлетворительные смазывающие и низкотемпературные свойства.

"Томь" имеет более хорошие свойства, чем "Нева".

Вязкостно-температурные свойства тормозных жидкостей нормируются по величине кинематической вязкости при 50°С, 100°С, -40°С.

4.1. Измерение кинематической вязкости тормозных жидкостей прово­дится по методике, изложенной в работе №2 и №3, используя при этом виско­зиметры, обеспечивающие продолжительность измерений не менее 200°С. Ко­личество измерений вязкости должно быть не менее 3-х.