3.
Приобретение навыков
оценки качества тормозных жидкостей и ;
новлению условий их применения для
автомобилей.
ЗАДАНИЕ.
1. Определение тормозной жидкости по цвету и запаху.
2. Проверка тормозных жидкостей на взаимосмещение
3. Проверка образцов тормозной жидкости на растворимость в воде и бензине.
4. Измерение кинематической вязкости тормозной жидкости.
5. Измерение температуры кипения свежей и увлажненной жидкости.
6. Измерение плотности тормозной жидкости.
7. Оформление отчета.
1. Определение тормозной жидкости по цвету и запаху
Цель опыта: приобрести навыки определения тормозной жидкости внешним признакам.
Аппаратура и реактивы: образцы тормозных жидкостей, пробирки хими ческие.
Безотказная работа тормозных систем с приводом оказывает непосред! венное влияние на безопасность дорожного движения и существенно зависит качества тормозной жидкости, ее способности не терять текучесть в широю диапазоне температур и обладать несжимаемостью.
Долговечность работы тормозного привода, затраты на его техническое обслуживание и ремонт в значительной степени определяются антипорозиль ными свойствами тормозной жидкости, ее химической стабильностью, а тао смазывающими свойствами.
Отечественная промышленность выпускает в настоящее время несколько разновидностей тормозных жидкостей, которые по характеру основы можно подразделить на касторовые, гликолевые, нефтяные.
Тормозные жидкости на касторовой основе представляют собой смеси касторового масла со спиртами: изоамиловым, бутиловым, этиловым. В зависи мости от того, какой из названных спиртов используется в смеси с касторовые маслом, тормозные жидкости имеют марку АСК, БСК, ЭСК. Наибольшее при менение из касторовых тормозных жидкостей нашла смесь бутилового спирта с
касторовым маслом (50% на 50%) - БСК. Она имеет красную (иногда зеленую) окраску и характерный запах бутилового спирта.
В гидравлических приводах современных автомобилей все большее применение находят гликолевые тормозные жидкости ГТЖ, представляющие собой смеси двухатомных спиртов (гликолей). В настоящее время выпускается несколько марок ГТЖ: "НЕВА", "ТОМЬ", "РОСА", ГТЖ-22М и другие.
"НЕВА" - смесь этилкарбитола (51%...59%), диолов (31%...34%), эфиров карбитола (5%) и смесей гликолей (13%... 14%) с добавкой загустителя и противокоррозийных присадок.
"ТОМЬ" - состоит из смеси гликолей и эфиров борной кислоты с добавлением загустителя и антикоррозийных присадок.
"РОСА" - многокомпонентная смесь борсодержащих олигомеров, окисей алкиленов с добавлением антикоррозийных и антиокислительных присадок.
ГТЖ-22М - смесь гликолей и воды и антикоррозийных присадок.
Нефтяная тормозная жидкость ГТН. Основу тормозной жидкости ГТН составляют деароматизированные углеводороды типа керосина. Цвет жидкости -красный, запах - характерный для нефтепродуктов. 1.1. Образцы тормозных жидкостей перелить в пробирки по 10 мл в каждую и
рассмотреть в проходящем свете, обращая внимание на их цвет, прозрачность и однородность.
ОПЫТ 2. Проверка образцов тормозных жидкостей на растворимость в воде и бензине.
Аппаратура и реактивы: образцы тормозных жидкостей, пробирки химические, бензин автомобильный, вода дистиллированная.
Касторовые тормозные жидкости (БСК и другие) с водой не смешиваются, а при энергичном перемешивании образуют эмульсии, не пригодные для применения в качестве тормозных жидкостей. Поэтому в процессе эксплуатации автомобиля необходимо беречь касторовые тормозные жидкости от попадания в них влаги. При добавлении бензина к касторовым тормозным жидкостям происходит их полное перемешивание, при этом образуется однородная смесь.
Тормозная жидкость "Нева" имеет высокую герметичность.
"Томь" хорошо растворяется в воде.
Гликолевые тормозные жидкости легко растворяются в воде (в любых пропорциях) и не смешиваются с бензином образуя с ним после перемешивания и отстоя два четко разграниченных слоя.
Нефтяные тормозные жидкости ГТН хорошо смешиваются с бензином и не смешиваются с водой.
2.1. Каждый образец тормозной жидкости разлить в две пробирки по 5 мл. В первую из пробирок добавить такое же количество бензина, во вторую - дистиллированной воды. Для улучшения перемешивания испытуемых жидкостей с водой или бензином, пробирки необходимо встряхнуть, а затем дать смеси отстояться.
3. Проверка тормозных жидкостей на взаимосмещение.
Аппаратура и реактивы: пробирки химические, образцы жидкостей.
Гликолевые тормозные жидкости полностью взаимозаменяемы, они хорошо смешиваются (взаиморастворяются) и могут применяться как самостоятельно, так и в смеси друг с другом.
При смешивании гликолевых и спирто-касторовых тормозных жидкостей (например, "Нева" и "БСК") может произойти расслоение жидкости с образованием осадка, что может вызвать потерю подвижности поршней тормозных цилиндров (их заклинивание). Поэтому в процессе использования тормозных жидкостей на разной основе не допускается их смешивание.
3.1. Для проверки смешиваемости образцов тормозных жидкостей в пробирки наливают по 5 мл каждого из двух смешиваемых образцов жидкости и встряхивают. После отстаивания по состоянию смеси судят о взаиморастворимости тормозных жидкостей.
4. Измерение кинематической вязкости тормозной жидкости.
Цель опыта: Определение кинематической вязкости тормозной жидкости.
Аппаратура и реактивы: образцы тормозной жидкости, вискозиметр, ВПЖ-4, электрообогреватель, термометр.
Все касторовые жидкости имеют неудовлетворительную вязкость - температурную характеристику, и применяются главным образом в районах с умеренным климатом при температуре до -20°С.
ГТЖ по многим свойствам превосходят БСК - они имеют хорошие низкотемпературные свойства (температура замерзания ниже -60°С).
"Нева" имеет удовлетворительные смазывающие и низкотемпературные свойства.
"Томь" имеет более хорошие свойства, чем "Нева".
Вязкостно-температурные свойства тормозных жидкостей нормируются по величине кинематической вязкости при 50°С, 100°С, -40°С.
4.1. Измерение кинематической вязкости тормозных жидкостей проводится по методике, изложенной в работе №2 и №3, используя при этом вискозиметры, обеспечивающие продолжительность измерений не менее 200°С. Количество измерений вязкости должно быть не менее 3-х.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.