Минеральные и другие водорастворимые соединения кислого характера и щелочи вызывают коррозию черных и цветных металлов, влияют на химическую и физическую стабильность, которые определяют длительность хранения бензина.
Поэтому наличие водорастворимых кислот и щелочей в бензине недопустимо.
Содержание кислот и щелочей в бензине определяется простейшим качественным анализом:
3.1.
В
делительную воронку залить 50 мл (или 25 мл) дистиллированной воды,
подогретой
до 50-70°С и такое же количество бензина.
3.2.
В
течение 2-5 минут перемешать бензин и воду не слишком энергичным
встряхиванием
делительной воронки. После чего закрепить делительную
воронку
в штативе и дать смеси отстояться.
3.3.
Образовавшуюся
после расслаивания водную вытяжку слить в 2 пробир
ки, по
2-3 мл в каждую.
3.4.
В
одну из пробирок добавить 1-2 капли метил оранжа, в другую пробирку
такое
же количество спиртового раствора фенолфталеина. Содержимое в
обеих
пробирках хорошо взболтать.
3.5.
Оценку
результатов испытания на нейтральность произвести по цвету ок
рашивания
водной вытяжки бензина.
При отсутствии кислот и щелочей водная вытяжка окрасит раствор метилоранжа в желто-оранжевый цвет, а раствор фенолфталеина бесцветный или слегка белый.
В присутствии кислот и щелочей индикаторы соответственно окрасят цвет водной вытяжки в оранжево-красный метилоранж или фиолетово-розовый фенолфталеин.
Среда |
Метилоранж |
Фенолфталеин |
Щелочная |
Желтая |
Малиновая |
Нейтральная |
Оранжевая |
Бесцветная |
Кислая |
Красная |
Бесцветная |
Окраска индикаторов в различных средах.
4. Анализ бензина на наличие активной среды.
Цель: Приобрести навыки в определении наличия активной среды.
Аппаратура и реактивы: Обратный холодильник, пластинка 40x10x2 мм из меди, образец бензина, электронагреватель.
Коррозийная агрессивность бензина зависит главным образом от содержания в нем серы и сернистых соединений. При этом различают неактивную серу, активную серу и ее соединения.
Неактивная сера не вызывает коррозию металлов непосредственно, а образует различные сернистые соединения при хранении или сгорании в двигателе, которые и оказывают коррозийное воздействие, как на черные, так и на цветные металлы. В стандартах (ГОСТ 2084-77) содержание элементарной неактивной серы регламентируется в массовых долях от 0,01% до 0,12%.
Наличие активной серы и ее соединений (сероводорода, меркаптанов и тому подобное) выявляются достаточно простым качественным анализом.
4.1. Медную пластинку
полируют до блеска. Имеющиеся царапины и раковины
удаляют
тупой стороной перочинного ножа.
4.2. После промывания
пластину промывают в спирте (ацетоне) для обезжири
вания
поверхности.
4.3. В коническую колбу заливают испытуемое топливо на высоту 20-25 мм.
4.4. На медной проволочке
подвешивают тщательно отполированную и обезжи
ренную
медную пластинку так, чтобы пластинка была погружена в топливо
приблизительно
на половину ее высоты.
4.5. В колбу вставляют
обратный холодильник, охлаждаемый проточной водой,
и
опускают точно на 18 минут в кипящую водяную баню (100°С).
4.6. По истечении 18 минут колбу быстро вынимают из бани, медную пластинку извлекают и тщательно осматривают. Если после испытания медная пластинка покрылась черными, темно-коричневыми или серо-стальными налетами и пятнами, считается, что топливо не выдерживает испытания. Малиновые пятна и разводы не служат признаками присутствия активной серы.
5. Определение плотности бензина.
Цель опыта: При помощи ареометра уметь определять плотность образца бензина (ГОСТ 3900-85).
Аппаратура: стеклянный мерный цилиндр на 500 мл, ареометр, образец бензина.
Плотность принадлежит к числу обязательных показателей, включаемых в паспорт на топливо.
Она, в основном, используется для перерасчета объемных единиц нефтепродуктов в массовые и наоборот.
5.1. В стеклянный мерный
цилиндр заливают до уровня отстоящего от верхнего
обреза цилиндра на 5-6 см испытуемый бензин. Дать топливу отстояться, чтобы
его
температура выровнялась с температурой окружающего воздуха.
5.2.
Медленно
и осторожно опустить чистый и сухой ареометр в цилиндр с бен
зином.
Чтобы исключить поломку ареометра, необходимо погружать ареометр в
мерный
цилиндр, держа его за тонкий верхний конец, как можно глубже. Про
извести отсчет плотности по верхнему краю мениска с точностью до тысячной
доли,
при этом глаз наблюдателя должен находиться на уровне верхнего мени
ска, а
ареометр не должен касаться стенок мерного цилиндра.
5.3. Не ранее, чем через
минуту, после погружения ареометра в бензин, зафик
сировать
температуру топлива по термометру, вмонтированному в нижнюю
часть
ареометра.
5.4. По формуле 5.1. и
таблице 5 пересчитать плотность бензина и определить
ее
значение при нормальных условиях t=20°C.
5.1.
у - температурная поправка, которая берется из таблицы 5 в зависимости от интервальных значений плотности нефтепродуктов.
Таблица 5.
Плотность |
Температурная поправка на 1°С |
Плотность |
Температурная поправка на 1°С |
1 |
2 |
1 |
2 |
0,69 – 0,6999 |
0,00091 |
0,85 – 0,8599 |
0,000699 |
0,70 – 0,7099 |
0,000897 |
0,86 – 0,8699 |
0,000686 |
0,71 – 0,7199 |
0,000884 |
0,87 – 0,8799 |
0,000678 |
0,72 – 0,7299 |
0,00087 |
0,88 – 0,8899 |
0,00066 |
0,73 – 0,7399 |
0,000857 |
0,89 – 0,8999 |
0,000647 |
0,74 – 0,7499 |
0,000844 |
0,90 – 0,9099 |
0,000633 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.