Аутизм и аутистический синдром. История описания и клиническая феноменология аутизма. Клиническая неоднородность аутизма

Страницы работы

Содержание работы

АУТИЗМ И АУТИСТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

(Новосибирск)[1] 

Понятие "аутизм", введенное Е. Bleuler [5], обозначало отрыв от действительности вместе с относительным или абсолютным перевесом внутренней жизни. Это понятие быстро вошло в психиатрическую практику и вскоре стало применяться достаточно широко для обозначения нарушений контакта с действительностью. Стали использоваться также термины "аутистическое мышление", "аутистический синдром" с существенными разногласиями в их оценке [8, 11,110], так как "аутизм продолжает оставаться даже не столько описательной, сколько оценочной категорией, выводимой из непонятности для наблюдателя поведения и мышления индивида" [21].

ИСТОРИЯ ОПИСАНИЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ АУТИЗМА

Впервые Е. Bleuler описал аутистическое мышление в совместной с С. Jung статье [58] как особый способ мышления, не зависящий от логических законов и реальности, управляемый аффективными комплексами и потребностями. Более полно концепция аутизма была разработана им в известной монографии о шизофрении [59], одна глава которой была опубликована на русском языке [5]. По Е. Bleuler, суть аутизма сводится к мысленной реализации желаемого, воображаемого с игнорированием реальности, противоречащей аффективной потребности. При этом происходят отрыв интересов личности от реальности и погружение в свой внутренний мир фантазий и грез, отражающих нереализованные желания. В связи с преобладанием аутистического принципа удовольствия происходит вытеснение, подавление реальности, так что "аутистическое мышление в общем и целом практически является исканием представлений, окрашенных удовольствием, и избеганием мыслей, связанных с болью" [5]. "Аутистическое мышление может давать выражение всевозможным тенденциям и влечениям, которые скрыты в человеке... Самые противоположные желания могут существовать в аути-стических мыслях" [5].

В соответствии с положениями Е. Bleuler в понятии аутизма выявляются два аспекта. Ведущим, содержательным моментом аутизма является аутистическое мышление. Другой аспект аутизма — внешний, поведенческий, который представляет собой уход, отрыв от реальности, отгороженность и нарушение социального поведения, так как "аутисты не чувствуют противоречия с действительностью и не делают никаких попыток повлиять на внешний мир" [5].

Е. Bleuler [5, 52] с классической полнотой описал различные стороны аутизма, отразив всю сложность его клинических проявлений и патогенеза. Но вместе с тем ряд положений остается не до конца ясным. Так, он характеризует аутистическое мышление как искание представлений и мыслей, связанных с удовольствием, но считает возможным отнести сюда же и бред преследования, чем снижает клиническую специфичность содержания аутистических переживаний. Кроме того, он описывает все признаки аугистического бреда (нарушение логики, противоположность реалистическому мышлению, уход от действительности, недоступность критике), но не проводит принципиального разграничения с "нормальным" аутистическим мышлением: "между аутистическим и обычным мышлением не существует резкой границы, так как в последнее очень легко проникают аутистические, т.е. аффективные, элементы" [5]. Хотя аутизм описывается им как очень сложный по клинической структуре феномен, включающий в себя внутренний (аутистическое мышление) и внешний (поведенческий) аспекты, Е. Bleuler применяет термины "аутизм" и "аутистическое мышление" как синонимы.

В дальнейших исследованиях, особенно в современных, акцент в представлениях об аутизме смещается на нарушение контактов с внешним миром. Так, Е. Kretschmer [27] сблизил аутизм с шизоидными расстройствами, метафорически уподобив шизоида-аутиста римской вилле с закрытыми ставнями, за которыми могут идти пышные пиры, не доступные постороннему взору, или существовать невзрачная бедность и убогость. Под влиянием этих ярких описаний аутизм стал ассоциироваться с внешней стороной его проявления.

С других позиций к аутизму подходил Е. Minkowski [80], который опирался на учение французских психиатров об "утрате чувства реальности", утрате "функции реальности". Исследуя больных аутизмом, их отрешенность от мира Е. Minkowski [99] определяет как "болезненный рационализм" (га-tionalisme morbide), поскольку "аутист не может чувствовать, он может только мыслить". По этому поводу С. М- Корсун-ский [24] писал, что "у Блейлера доминантой является аффект, а у Минковского — интеллект, там — фантастический мир желаний, здесь — законченная философия мировосприятия". Е. Minkowski обогатил клинику аутизма описанием феномена артистической активности, возникающей в связи с отрывом пациента от реальности и нарушением осознания своего поведения, т. е. расстройством самосознания. Еще Е. Bleuler отмечал, что наряду с типичным пассивным поведением ауститов "аутистические стремления могут направляться и на внешний мир, например, случаи шизофреника-реформатора" [5]. Е. Minkowski [99] описал патологическую активность как возможный вариант аутистического поведения, проявляющуюся сверхценными образованиями необычного содержания и неадекватными, недостаточно мотивированными поступками. В качестве примера такой аутистической активности он приводит случай, когда один отличавшийся аутизмом молодой человек пришел к американскому послу в Париже и подал личную жалобу в связи со смертной казнью в Америке Сакко и Ванцетти.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психиатрия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
37 Kb
Скачали:
0