Аутизм и аутистический синдром. История описания и клиническая феноменология аутизма. Клиническая неоднородность аутизма, страница 3

Клиническую неоднородность аутизма отмечали также ряд других исследователей [7, 15, 20, 25, 66, 70, 88]. И. Т. Викторов [7, 8] подчеркивал отсутствие ясных клинических описаний аутизма при различных психозах и предлагал упорядочить представления об аутизме, выделив такие варианты, как небредовый аутизм с аутистически мотивированным поведением, бредовый аутизм и аутистическое бредоподобное фантазирование. Бредовый вариант аутизма описывали также В.Е. Коган [21], R. Avenarius [50], А. Еу и соавт. [70]. В ранних исследованиях авторы выделяли "аутизм наизнанку", который в настоящее время принято называть регрессивной синтонностыо [15, 20]. Существуют также подразделения аутизма на диссоциативный и продуктивный [21], на преимущественно поведенческий, сверхценный аутизм, бредовый аутизм, аутистическое бредоподобное фантазирование и псевдоаутизм [25]. L. Korsenowski [88] указывает на двоякий смысл аутизма, включающий в себя отсутствие способности больного приспособиться к реальному миру и наличие внутреннего, фантастического мира, обнажающего наиболее интимные стороны жизни больного. При этом выделяются такие виды аутизма, как "простой" (первичный) и "сложный" (вторичный). "Простой" аутизм, по L. Korsenowski, представляет собой своеобразный вариант "нарушения ориентировки в ситуации" (подразумевается не проявление состояния нарушенного сознания, а логически немотивированное поведение). "Сложный" аутизм проявляется бредовыми переживаниями компенсаторного характера, отражающими протест больного против реального мира. Е. Dein [66] в зависимости от этапов течения психоза выделяет "преаутиэм" и "аутизм", считая, что между ними существует чисто количественное различие, как между шизотимией и шизоидией.

ПАТОГЕНЕЗ АУТИЗМА

Теоретическую концепцию аутизма Е. Bleuler [59] дал с эволюционно-генетических позиций, приложив психоаналитическую теорию к психиатрической клинике. Он применил два принципа мышления к аутизму, установив, что аутистическое мышление, использующее прирожденные аффективные механизмы, во многих отношениях противоположно реалистическому. С преобладанием принципа удовольствия происходит вытеснение, подавление реальности. Только с ослаблением реалистического мышления и критики возникает аутистическое мышление, удовлетворяющееся мысленным исполнением желания. Ослабление логического мышления может возникнуть при диссоциации психики при шизофрении, во сне, у детей и психопатов, при аффективных состоя-ниях. Аутизм рассматривается как вторичное расстройство, а именно как следствие шизофренического расщепления психики [59]. Значительное число других исследователей также расценивают аутизм как вторичное явление, но обусловленное патологическим снижением активности психики [11, 14, 17, 37, 39, 44, 53, 76, 92, 97, 99, 109]. H. Gruhle [75] считал спорным утверждение Е. Bleuler об активном уходе аутиста от внешнего мира. Он также категорически возражал против целевых теорий аутизма, утверждающих, что больной уходит в себя, чтобы отомстить обществу или иметь возможность жить своими бредовыми идеями. Основой аутизма он считал шизофреническую парализацию эмоций и основное настроение одиночества (Grundstimmung). Согласно Е. Minkowski [99], потеря функции реального, потеря контакта с реальным временем и миром происходит от нарушения "витального инстинкта", так что аутизм представляет собой "инстинктивную деменцию" в отличие от "интеллектуальной деменции" при органических психозах.