Аутизм и аутистический синдром. История описания и клиническая феноменология аутизма. Клиническая неоднородность аутизма, страница 2

Е. Bleuler отмечал, что его описание аутизма в значительной мере совпадает с интроверсией С. Jung. Другие авторы также считали возможным сближать интроверсию с шизоидией и аутизмом [35, 50, 94, 116]. S. Trostorff [116], развивая взгляды К. Leonhard [94] на различие понятий экстра- и интраверсии и контактности—неконтактности, подчеркивала, что первые два понятия характеризуют направленность мышления, а вторые — черты личности и модус поведения с другими людьми. По ее мнению, сочетание интраверсии с неконтактностью больше всего соответствует блейлеровскому представлению об аутизме [116].

Е.А.Шевалев [46] определяет аутистическое мышление как "претендующее на реальность, но не стремящееся быть доказанным (несоциализированное мышление)".

М. Bleuter [61, 62] подчеркивал своеобразную "честность" аутистов, которая заключалась в том, что они не способны использовать в обществе маски, которые являются общепринятыми ролями. Аутисты играют псевдороли, напоминающие роль Дон Кихота, так как у них отсутствует взаимодействие с миром. Поэтому аутизм — это не только нарушение контакта, но и выражение иллюзорности их собственного субъективного мира.

Нетрудно заметить, что, если понимание аутизма сужается до какого-либо одного аспекта, его клиническое преломление начинает терять аутистическую специфичность Так,

H. Kranz [90], понимая аутизм как нарушение контактов с окружением и погружение в себя безотносительно к содержанию переживаний, приходит к неожиданному выводу о том, что наиболее аутичными оказываются больные депрессией. По его представлению, у депрессивных больных ярче, чем у больных шизофренией, выражены уход от действительности и недоступность окружающей социальной среды. Но H. Burger-Prinz и соавт. [64] возражали против наличия аутизма у депрессивных больных. Они подходили к пониманию аутизма с психолого-личностных позиций. У больного аутизмом формируется двойственная позиция личности, включающая в себя реальное положение личности в обществе и воображаемое положение, основанное на желаниях и идеализации. Выраженное преобладание воображаемой личности создает "иллюзорный вариант бытия личности", а общение аутиста представляет собой "диалог с зеркалом". Однако для иллюстрации аутизма авторы привлекают описание параноического развития, с чем также трудно согласиться, поскольку в паранойе нет основного смысла аутизма — аутистического исполнения желания. У J. Glatzel [74] отмечается подход к анализу аутизма с позиций нарушения информационного обмена со средой. При этом он находит много общего у больных манией и депрессией в нарушениях их взаимоотношений с людьми, называя эту существенную общую черту аутизмом.

КЛИНИЧЕСКАЯ НЕОДНОРОДНОСТЬ АУТИЗМА

Описание аутизма у Е. Bleuler касалось различных его аспектов, в том числе клинической неоднородности проявлений, преимущественно клинической выраженности. Е. Kret-schmer [27] подразделял аутистов по социальной установке на полностью неконтактных и избирательно контактных лиц с поверхностными контактами. Известна также типология аутизма Е. Minkowski, который в зависимости от содержания переживаний аутиста выделял "бедный" и "богатый" аутизм. К типичному аутизму в блейлеровском смысле с большим основанием будет относиться "богатый" аутизм.