Аутизм и аутистический синдром. История описания и клиническая феноменология аутизма. Клиническая неоднородность аутизма, страница 4

H. Binder [54] проводит психологический анализ аутизма, исходя из психологии инстинкта. При таком подходе аутизм предстает как следствие нарушенного равновесия между инстинктами самоутверждения и самоотдачи. Ф.И.Случевский [44] рассматривает аутизм как общепатологический церебральный синдром. А.Л.Абашев-Константиновский [1] считает аутизм действенным элементом, выражающим активные тенденции личности. Он полагает, что должен быть определенный лимит, уровень аффективного содержания личности, ниже которого принципиально невозможно аутистическое конструирование. Данную концепцию, рассматривающую аутизм как следствие активного поведения личности, разделяют ряд авторов, подчеркивающих защитный, адаптивный характер этой личностной активности [21, 43, 50, 51, 81, 82]. При этом исследователи определяют аутизм как "меру защиты против болезни" [43], как "процесс самоизлечения или облегчения страдания" [50], как один из вариантов "психологической защиты" [51]. Ц.П.Короленко и Т.А.Донских [23] описывают аутистическое поведение у лиц без психической патологии как вариант деструктивного поведения. По их мнению, оно возникает при недостаточной социальной стимуляции и сенсорной депривациии, когда происходит компенсаторное усиление пассивного воображения с воображаемой реализацией неудовлетворенных желаний.

И.Т.Викторов [7] не считает возможным рассматривать аутистический бред в качестве сознательного ухода больного от реальности и погружения в мир фантастических грез и переживаний. Этот процесс, по мнению автора, является не активной адаптацией, а болезненным отрывом от действительности в связи с распадом критической функции самосознания, снижением логического мышления и волевой практической деятельности и поэтому фактически выражает дезадаптацию личности.

В психоаналитической литературе аутизм рассматривается как проявление регресса либидо, состояние, близкое к нарцистическому [72, 73, 78, 112-115, 117] . Согласно S. Freud [72], при аутизме вместо простого вытеснения нерадостных представлений в соответствии с преобладающим при этом архаическим принципом удовольствия пациент заменяет их мечтами и фантазиями. Поэтому аутизм является регрессивным. Аутист переживает и мыслит о внешнем мире, почти как маленький ребенок, мать которого выполняет все его желания. Н. Sullivan [114], возражая Е. Bleuler, утверждал, что аутизм не является признаком нарушения психической структуры, диссоциацией, а представляет собой парциальную регрессию функции на ранние уровни психического онтогенеза. Регрессивное погружение во внутреннюю жизнь фантазий сопровождается бедными интерперсональными связями, берущими свое начало из ранних отношений в семье -"средой отвергнутое дитя" [115]. Н. Searles ]112] описывает при аутизме "чувство тотальной отдаленности от других личностей". Психодинамическая, базисная черта аутизма есть нарушение коммуникативной активности, через которую в норме осуществляется постоянная коррекция заблуждений и ошибок. Нарушения коммуникаций проявляются в форме перемещения, проекции, конденсации и регрессии, причем эти нарушения касаются как интерперсональных отношений, так и аутокоммуникаций [113].

Сторонники экзистенциального направления в психиатрии [55, 56, 70, 110, 120] основываются на философских положениях М. Heidegger [77], который для определения своеобразия человеческой экзистенции предложил понятие "здесь— бытиe"(dasein), означающее бытие в конкретных условиях ситуации, времени, пространства. Большое значение для понимания психопатологии имеет положение о "неподлинной" экзистенции, означающей бегство индивида от правды о себе, утрату рефлексии над смыслом своего существования, т. е. отсутствие самосознания и пассивную адаптацию к среде. Основываясь на этих положениях, L. Binswanger [55-57] создал новое направление в психиатрии - экзистенциальный анализ. Аутизм возникает в соответствии с экзистенциальным подходом как психологическая компенсация личности больного, как подсознательный уход от трудностей жизни, становясь выражением психотического типа бытия и вариантом "экзистенциальной мутации" личности. По мнению А. Еу [70], больной аутизмом напоминает "палец вывернутой перчатки", когда внутренняя сторона представляет собой бессознательное в обнаженном виде, демонстрируя все подавленные комплексы. Н. Schneider [110] продолжил анализ аутизма по Бинсвангеру, пытаясь понять его в экзистенциальном отношении. Аутизм в таком понимании — это форма человеческого бытия в таких загадочных тонах, что "всегда носит клеймо смертельной болезни личности". Очевидно, что психиатры-экзистенциалисты отошли от признания значимости клинических категорий. Они видят сущность расстройства в изменении способа бытия личности, а задачу врача - в постижении образа бытия больного путем установления с ним коммуникативных связей и проникновения в его мир.