Понятие управления и менеджмента. Управление как явление. Классификация управления по сферам деятельности, страница 9

Система «Ракера». Основана на премировании работников за увеличение объема чистой продукции из расчета на единицу заработной платы, при этом вначале определяется объем чистой продукции и индекс его роста в компании. Чистая продукция – остаток выручки от продаж после вычитания оплаты за кредиты, сырья, материалов, прочих выплат внешним организациям и начисления амортизации. Затем определяется стандарт Ракера – доля фонда заработной платы в объеме чистой продукции. Этот показатель довольно таки устойчив во времени, система Ракера применяется на предприятиях капиталоемких отраслей. Т.к. помимо экономии затрат на заработную плату рост чистой продукции может быть обеспечен за счет экономии материально-технических ресурсов

Система «Ипрошеар». Основана на премировании работников за экономию рабочего времени, затрачиваемого на выпуск заданного объема продукции. Первоначально определяется базовый норматив – количество человеко-часов рабочего времени, необходимого для производства единицы продукции, затем фактическое количество человеко-часов, затраченное на выпуск единицы продукции сопоставляется с базовым нормативом. При этом если оно меньше базового норматива, то работникам выплачивается премия. При использовании данной системы следует помнить, что базовые нормативы определяются при достигнутом уровне производства. Что зависит от технического состояния предприятия, поэтому при техническом перевооружении их необходимо пересматривать.

Характерные черты, определяющие эффективность применения систем участи работников в прибыли компании.

·  Участие в прибыли не эффективно, если не дополняется привлечением работников к процессу принятия решений, к поиску решения производственных проблем, к определению путей совершенствования производства. Система участия в прибыли это не столько способ платить работникам, сколько способ управлять процессом труда, и стимулировать совершенствование производства, за счет рационализаторской деятельности работников

·  Определение размеров премии должно базироваться на таких показателях, на которые работники могут оказать реальное воздействие

·  Работники должны обязательно сами принимать участие в разработке систем участия в прибыли

2.  Психологическая система вознаграждения

Мотив – причина, которая вызывает определенные действия у человека.

Мотивация – процесс побуждения себя или других людей к определенной деятельности ради достижения целей. Существует 4 подхода к понятию мотивации:

·  Подход с принципа гедонизма – люди заинтересованы делать то, что им приятно и уклоняются от неприятной работы.

·  Подход, который концентрируется на инстинктах – автоматическом предрасположении вести себя определенным образом.

·  Подход с позиции концепции побуждения – люди обучаются поведению на личном опыте и, исходя из этого, формируют свои мотивационные установки.

·  Подход с позиции когнитивной теории – люди ведут себя рационально, в соответствии с тем, что думают о будущем.

Выделяют две категории потребностей:

·  Первичные потребности – физиологические по своей природе, которые, как правило, являются врожденными

·  Вторичные потребности – психологические потребности, которые формируются в процессе социализации человека и зависят от его жизненного опыта.

Все существующие теории мотиваций условно делятся на две группы:

Содержательные теории – основаны на выявлении потребностей, которые заставляют людей действовать, так или иначе.

Процессуальные теории – основаны на том, как ведут себя люди и что влияет на характер их поведения.

3.1.  Содержательные теории мотиваций.

·  Иерархическая теория потребностей Маслоу. Маслоу выдвинул гипотезу, что в каждый конкретный момент времени поведение человека определяется самой сильной из неудовлетворенных потребностей. При этом сила воздействия понижается от физиологических потребностей к потребностям в самоуважении. Рекомендации повышения удовлетворенности потребностей высших уровней:

o  Удовлетворение социальных потребностей:

§  Дайте сотрудникам такую работу, которая позволила им общаться