Понятие управления и менеджмента. Управление как явление. Классификация управления по сферам деятельности, страница 7

2.3.  Социально-психологические методы

Предполагают два направления воздействия на поведение работников:

·  С одной стороны они нацелены на формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развития доброжелательных отношений между работниками и изменение роли руководителя

·  С другой стороны на раскрытие личностных способностей каждого работника и помощь в его совершенствовании, что приводит к максимальной самореализации человека и повышению эффективности его трудовой деятельности и трудовой деятельности всего трудового коллектива.

Социальные методы исследуют условия труда, квалификацию и профессиональный уровень работников, заболеваемость, производственный травматизм, степень удовлетворения потребностей человека. К ним относят следующие методы:

·  Социального регулирования – направленные на повышение трудовой активности (обмен опытом, новаторство, воспитание, наставничество)

·  Социального нормирования – предполагают установление норм морали и этики поведения в трудовом коллективе (правила внутреннего распорядка, устав организации, правила производственного этикета)

·  Морального стимулирования – предусматривают моральное стимулирование коллективов или отдельных работников (награждение, объявление благодарности, занесение на доску почета)

Психологические – представляют собой  регулирование межличностных отношений, путем создания в коллективе оптимального психологического климата.

2.4.  Экономические методы

Предполагает не прямое, а косвенное воздействие на объект управления. Непосредственным исполнителем устанавливается только цели, ограничения и общая линия поведения, в рамках которых они сами ищут оптимальные способы решения проблемы. Своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается различного рода денежными выплатами, которые в отличие от административных методов являются не просто заслуженными, а заработанными. Поскольку размер выплат напрямую зависит от достигнутого результата, то работник заинтересован в его улучшении

3.  Принципы управления

·  Научность в сочетании с искусством

·  Целенаправленность управления

·  Функциональная специализация в сочетании с универсальностью

·  Последовательность

·  Непрерывность управления

·  Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления элементов системы

·  Учет индивидуальных особенностей и психологии работников, а также закономерностей межличностных отношений и группового поведения

·  Обеспечение единства прав и ответственности в каждом звене управления

·  Состязательность участников управления

·  Максимально широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений.

Разработка и выполнение управленческого решения

1.  Понятие, виды и функции решения

2.  Требования предъявляемые к управленческим решениям

3.  Технология подготовки и принятия решения

4.  Модели и методы принятия решений

5.  Организация выполнения решений

1.  Понятие, виды и функции решения

Решение – акт человека или органов управления, которым поставлена цель, определены задачи, предусмотренные исполнителем, и выделены ресурсы. Выделяют следующие виды решений:

·  Организационное решение – выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить свои должностные обязанности. Организационные решения бывают двух видов: запрограммированные – решения, при которых выбор делается только в пределах направлений заданных предприятием; незапрограммированные – решения, связанные с новыми ситуациями или с неизвестными факторами.

·  Интуитивное – выбор, сделанный на основе ощущения того, что он правильный.

·  Решение, основанное на суждении – выбор, сделанный руководителем исходя из его знаний и накопленного опыта.

·  Рациональные решения – решение, принимаемое с помощью анализа управленческой проблемы, выявления альтернатив, оценки альтернатив и окончательного выбора наиболее целесообразного варианта.

Признаки качественной информации:

·  Достоверность