Технология работы пункта технического обслуживания поездов, страница 4

 


                                                         Рис. 1.2

Контроль технического состояния вагона с пролазкой предусматривает выявление неисправностей с внутренней стороны колесных пар, других деталей и узлов тележек, тормозного оборудования и рам вагонов.

При осмотре колес обязательно остукивать их молотком для выявления трещин. При наличии трещин раздается специфический глухой, дребезжащий и быстрозатухающий звук.

Дефекты на поверхности катания колеса способствуют ускорению процесса образования трещин, изломов в колесе и оси колесной пары.

Своевременное обнаружение неравномерного проката, ползуна, выщербины, навара позволит предотвратить излом колесной пары.

Схема последовательности контроля технического состояния вагонов показана на рисунке 1.3.

Контроль технического состояния четырехосного вагона производится двумя осмотрщиками-ремонтниками вагонов на 12 позициях каждым:

     Схема последовательности контроля технического состояния

четырехосного вагона

               Осмотрщик правой стороны

                            3  4  5                 8               9 10 11

 


                         1                                                                                    12

                                                          7                        2’

                                              6                    6’       

                           2                       7’                                     

                    1’                                                                                    12’

                             3’ 4’ 5’                8’              9’10’11’

               Осмотрщик левой стороны

               Рис.  1.3

Осмотрщик правой стороны: на первой позиции осматривает торцовую стену, а у вагонов с тормозными площадками - стойку, обшивку, сигнальные скобы; у крытых вагонов - карниз крыши, стойки, раскосы, обшивку; у полувагонов - торцевую стену или двери и их запоры;  у платформ - торцовой борт и бортовой запор; кронштейны расцепного привода, расцепной рычаг, розетку, концевую балку, маятниковые подвески, прибор  центрирующий, цепь расцепного привода, валик подъемника, автосцепку и видимую часть тягового хомута. Проверяет действие механизма автосцепки на саморасцеп, расстояние от упора корпуса до розетки, разницу по высоте между продольными осями сцепленных автосцепок.

На второй позиции осматривает хребтовую балку, балки рамы,  клин тягового хомута и его крепление, тяговый хомут, хвостовик корпуса автосцепки, поглощающий аппарат, упоры, поддерживающую планку, шкворневую балку, надрессорную балку, предохранительные устройства триангеля, колеса первой колесной пары с внутренней стороны, ступицу и места сопряжения оси со ступицей, среднюю часть оси по всей длине, пятник и подпятник, крепление и предохранительные устройства тормозной рычажной передачи.

На третьей позиции осматривает косоуры, подножки составителя, поруч-ни, колеса первой колесной пары с наружной стороны, проверяет толщину обода, гребня и прокат колеса; выявляет ползуны (выбоины), выщербины, кольцевые выработки, уширения и отколы обода, вертикальный подрез и остроконечный накат гребня; осматривает буксовый узел -  буксу, буксовые крышки, степень нагрева буксы.

Осмотр роликовых букс производится с ощупыванием рукой, остукиванием крышки и проверкой по методу Басалаева, осмотрщика Иванова и другими передовыми методами. При наружном осмотре буксовых узлов определяется нагрев букс в задней и передней частях на ощупь тыльной стороной ладони. В зимний период, при температуре наружного воздуха минус 10 градусов и ниже, сплошное ощупывание не производится, а применяется для проверки отдельных, имеющих внешние признаки неисправностей.

На четвертой позиции проверяет состояние скользунов, наружного конца надрессорной балки, рессорного подвешивания, тормозных колодок, башмаков, подвесок триангеля и их крепление, боковую раму тележки, осматривает пол вагона, стену кузова, карниз крыши, стойки, раскосы, обшивку, крышки люков и люковые запоры, проверяет трафареты периодического ремонта, верхнюю и нижнюю обвязки, крышки люков и их запорные механизмы у полувагонов, у платформ - борта и бортовые запоры. Проверяет расположение пружин в рессорных комплектах, уровень загрузки вагона по положению фрикционного клина, зазор между скользунами.

На пятой позиции осматривает колесо второй колесной пары и другие детали тележки, в полном соответствии с третьей позицией.

На шестой позиции осматривает под вагоном вторую сторону тележки, шкворневую, надрессорную балки, шкворень, предохранительные устройства триангелей, колеса второй колесной пары с внутренней стороны, ступицы и места сопряжения оси со ступицами, среднюю часть оси по всей длине, пятник и подпятник, крепление и предохранительные устройства тормозной рычажной передачи.

На седьмой позиции осматривает хребтовую балку и балки рамы, крепление тормозной магистрали и детали тормозной рычажной передачи, их предохранительные устройства.

На восьмой позиции осматривает боковую стену крытого вагона, дверной запор, направляющие двери; у полувагона - верхнюю и нижнюю обвязки, крышки люков и их запорные механизмы;  у платформ - борта, бортовые запоры, скобы лесных стоек, производится контроль за состоянием фитинговых упоров у платформ для перевозки большегрузных контейнеров (у платформ в порожнем состоянии - с их обязательным переворачиванием, в груженом состоянии - с осмотром их видимой части); у цистерн, хопперов-цементовозов - загрузочные и разгрузочные устройства, узлы и детали крепления котла цистерн.

Обстукивание колесных пар производят на 3, 5, 9, 11, 3', 5', 9', 11' позициях.

На всех позициях у кузова и рамы проверяют целостность сварных швов, наличие трещин, изломов, прогибов, состояние усиливающих планок и накладок, закрытие дверей, люков, бортов, переездных мостиков, бункеров и сливных приборов порожних вагонов, приведение в закрытое положение грузополучателями разгрузочных устройств вагонов и бункеров битумных полувагонов.

Контроль технического состояния второй половины вагона производится в обратной последовательности соответственно на девятой - двенадцатой позициях.