Социология как наука об обществе. Эмпирическая социология. Макросоциологические теории. Социальное как основа предметной специфики социологии

Страницы работы

Содержание работы

Глава 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ

Термин «социология» происходит от латинского слова зо-с1е(ая (общество) и греческого 1о§оз (учение) и, таким образом, переводится как «наука об обществе». Исходя из данного общего значения, можно считать, что социологическое знание, как отражение стремления к осмыслению общества, социальной жизни зародилось еще в древности (подтверждением этому являются, например, социально-политические теории Платона и Аристотеля). Однако это еще не было научным социологическим знанием, имеющим более или менее четко определенное собственное предметное поле, а также разработанные методологии и методы исследования. Представления об обществе имели синкретический (нерасчлененный) характер и выступали в виде некой единой теоретической модели, выстраиваемой на основании использования наряду с элементами социологического (в современном значении) анализа философского, этического, политического, теологического, географического подходов.

Предмет и структура социологии (общая характеристика). О формировании социологии как науки об обществе, претендующей на самостоятельное, особое положение среди других обществоведческих дисциплин и тем самым заявляющей о своем, так сказать, «предметном самоопределении» можно говорить, лишь начиная с 30-40-х гг. XIX в. Именно тогда французский исследователь Огюст Конт (1798-1857) впервые ввел понятие «социология» и резко противопоставил новую дисциплину философии и теологии. По его мнению, социология как истинная наука об обществе должна сосредоточиться на исследовании доступных эмпирическому наблюдению социальных фактов, законов их функционирования в рамках больших социальных систем. Таким образом, поиски философского смысла истории, неких трансцендентных (то есть находящихся за пределами реального мира) первопричин возникновения социальных явлений и процессов выводились Контом из предметного поля социологии. В основу социологического подхода к общественной жизни были положены общенаучные (позитивные) методы наблюдения, эксперимента, сравнения, а не философская рефлексия с ее отвлеченными умозрительными построениями и выводами.

Контом был сделан лишь первый, хотя и значительный шаг в направлении конкретизации предмета социологии. Однако этот вопрос до сих пор остается нерешенным в достаточно полной мере. Такое положение существенным образом связано с тем, что социология всегда оставалась весьма разнородной по своей структуре и принципам исследования наукой. Так, изначально социология распадалась на значительное число школ и направлений, претендующих на выражение самой сущности социологической науки или на представление социологии в целом.

До конца XIX века теоретическая социология и эмпирические социальные исследования практически не были взаимосвязаны.

Эмпирическая социология. Следует иметь в виду, что эмпирическая социология представляет собой специфическую отрасль социологического знания. Она связана со сбором многочисленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, их последующей обработкой, обобщением и формулированием первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. Эмпирическое социологическое исследование по своей организационной структуре и характеру решаемых задач отличается от традиционной теоретической деятельности. Так, здесь от ученого требуется владение особыми приемами получения исходной социологической информации (проведение опросов, интервью), математическими методами ее обработки и анализа.

В современной социологической науке существует тесная взаимосвязь между ее теоретическим и эмпирическим уровнями. Это объясняется, прежде всего, тем, что общее теоретизирование, не подкрепленное знанием конкретных фактов и процессов, становится умозрительной спекуляцией, оторванной от жизни абстракцией. В то же время эмпирические исследования, не связанные с общетеоретическими, концептуальными построениями, не могут объяснить природу большинства социальных явлений.

Серьезные затруднения в понимании предмета социологии обусловливаются также существующим внутри ее разграничением на две области знания - макро - и микросоциологию.

Макросоциологические теории (такие как структурный функционализм, неоэволюционизм, неомарксизм, структурализм в социологии) рассматривают в качестве предмета социологического познания общество в целом как органичное системное единство (закономерности его развития, общие процессы интеграции и дезинтеграции), а также основные структурные элементы общества (социальные общности, личность как социальную систему, социальные организации и институты). При этом подчеркивается качественное своеобразие социальных явлений, их несводимость к социально-психологическому уровню. Различные микроявления и процессы (поведение личности, межличностные отношения) рассматриваются как проявление закономерностей макроуровня.

Похожие материалы

Информация о работе