Глава 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ
Термин «социология» происходит от латинского слова зо-с1е(ая (общество) и греческого 1о§оз (учение) и, таким образом, переводится как «наука об обществе». Исходя из данного общего значения, можно считать, что социологическое знание, как отражение стремления к осмыслению общества, социальной жизни зародилось еще в древности (подтверждением этому являются, например, социально-политические теории Платона и Аристотеля). Однако это еще не было научным социологическим знанием, имеющим более или менее четко определенное собственное предметное поле, а также разработанные методологии и методы исследования. Представления об обществе имели синкретический (нерасчлененный) характер и выступали в виде некой единой теоретической модели, выстраиваемой на основании использования наряду с элементами социологического (в современном значении) анализа философского, этического, политического, теологического, географического подходов.
Предмет и структура социологии (общая характеристика). О формировании социологии как науки об обществе, претендующей на самостоятельное, особое положение среди других обществоведческих дисциплин и тем самым заявляющей о своем, так сказать, «предметном самоопределении» можно говорить, лишь начиная с 30-40-х гг. XIX в. Именно тогда французский исследователь Огюст Конт (1798-1857) впервые ввел понятие «социология» и резко противопоставил новую дисциплину философии и теологии. По его мнению, социология как истинная наука об обществе должна сосредоточиться на исследовании доступных эмпирическому наблюдению социальных фактов, законов их функционирования в рамках больших социальных систем. Таким образом, поиски философского смысла истории, неких трансцендентных (то есть находящихся за пределами реального мира) первопричин возникновения социальных явлений и процессов выводились Контом из предметного поля социологии. В основу социологического подхода к общественной жизни были положены общенаучные (позитивные) методы наблюдения, эксперимента, сравнения, а не философская рефлексия с ее отвлеченными умозрительными построениями и выводами.
Контом был сделан лишь первый, хотя и значительный шаг в направлении конкретизации предмета социологии. Однако этот вопрос до сих пор остается нерешенным в достаточно полной мере. Такое положение существенным образом связано с тем, что социология всегда оставалась весьма разнородной по своей структуре и принципам исследования наукой. Так, изначально социология распадалась на значительное число школ и направлений, претендующих на выражение самой сущности социологической науки или на представление социологии в целом.
До конца XIX века теоретическая социология и эмпирические социальные исследования практически не были взаимосвязаны.
Эмпирическая социология. Следует иметь в виду, что эмпирическая социология представляет собой специфическую отрасль социологического знания. Она связана со сбором многочисленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, их последующей обработкой, обобщением и формулированием первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. Эмпирическое социологическое исследование по своей организационной структуре и характеру решаемых задач отличается от традиционной теоретической деятельности. Так, здесь от ученого требуется владение особыми приемами получения исходной социологической информации (проведение опросов, интервью), математическими методами ее обработки и анализа.
В современной социологической науке существует тесная взаимосвязь между ее теоретическим и эмпирическим уровнями. Это объясняется, прежде всего, тем, что общее теоретизирование, не подкрепленное знанием конкретных фактов и процессов, становится умозрительной спекуляцией, оторванной от жизни абстракцией. В то же время эмпирические исследования, не связанные с общетеоретическими, концептуальными построениями, не могут объяснить природу большинства социальных явлений.
Серьезные затруднения в понимании предмета социологии обусловливаются также существующим внутри ее разграничением на две области знания - макро - и микросоциологию.
Макросоциологические теории (такие как структурный функционализм, неоэволюционизм, неомарксизм, структурализм в социологии) рассматривают в качестве предмета социологического познания общество в целом как органичное системное единство (закономерности его развития, общие процессы интеграции и дезинтеграции), а также основные структурные элементы общества (социальные общности, личность как социальную систему, социальные организации и институты). При этом подчеркивается качественное своеобразие социальных явлений, их несводимость к социально-психологическому уровню. Различные микроявления и процессы (поведение личности, межличностные отношения) рассматриваются как проявление закономерностей макроуровня.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.