Социология как наука об обществе. Эмпирическая социология. Макросоциологические теории. Социальное как основа предметной специфики социологии, страница 8

Концепции культурно-исторических типов общества (локальных цивилизаций). Цивилизационный подход представлен, в частности, различными концепциями культурно-исторических типов обществ. В этих концепциях делается акцент на многолинейно-сти развития общества и культуры, подчеркивается их своеобразие, выдвигается идея замкнутости локальных цивилизаций. Теория культурно-исторических типов сформировалась как антитеза линейному европоцентристскому подходу, согласно которому все историческое развитие осуществляется в рамках единой и неделимой западноевропейской цивилизации и представляет собой однонаправленный, закономерный процесс перехода от низших ступеней к высшим. Линейный европоцентристский поход не давая удовлетворительного объяснения развитию Востока, России и других регионов, находящихся в стороне от западноевропейской цивилизации. Теории культурно-исторических типов (или локальных цивилизаций) пытались в прошлом и пытаются в настоящее время разрешить данную проблему.

Цивилизационная модель Н.Я. Данилевского. Основоположником теории культурно-исторических типов (цивилизаций) является русский ученый Н.Я. Данилевский (1822-1885). Он выступил против однолинейной европоцентристской трактовки исторического развития. Человечество, по его мнению, не представляет собой какой-то единой живой целостности, а скорее походит на стихию, которая в различных своих точках складывается в формы, аналогичные организмам. Самые крупные из этих форм, имеющие четкие структуры и линию развития, представляют собой то, что Данилевский назвал «культурно-историческим типом», внутри которого осуществляется общее историческое движение. Таким образом, культурно-исторический тип выступает как интеграция существенных признаков определенного социального организма.

Всего в истории Данилевский насчитывает 10 культурно-исторических типов, своеобразие которых обусловливается многовариантностью сочетания четырех основополагающих форм деятельности: 1) религиозной, 2) культурной, 3) политической, 4) общественно-экономической. Данилевский считал, что могут быть одноосновные культурно-исторические типы (в развитии которых преобладает одна из указанных форм деятельности), двухосновные и т.д. Славянский же тип, с его православием, культурной самобытностью, самодержавием и крестьянской общиной, в перспективе впервые в истории составит четырехосновный культурный тип. Для слияния народов в культурно-исторический тип (цивилизацию) также существенно необходимы языковая близость и осознание ими общности своей судьбы.

Каждый культурно-исторический тип проходит четыре основные фазы развития: 1) подготовительный (этнографический) период (когда складывается этнопсихическая общность); 2) период государственного становления (время политического и территориального объединения, формирования основных социальных институтов); 3) период расцвета и 4) период упадка.

Согласно Данилевскому, одним из важнейших законов развития культурно-исторического типа является закон непередаваемо-сти цивилизаций. Суть его состоит в том, что цивилизационные начала одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Это не означает, конечно, абсолютной замкнутости культурно-исторических типов. Хотя цивилизации как таковые и не передаются, но, тем не менее, они плодотворно взаимодействуют друг с другом в основном в сфере обмена научным, произведенным опытом. Остальное принимается только к сведению как элемент сравнения. Попытки же культурного проникновения одной цивилизации в другую означают, что одна культура становится средством для другой и может либо погибнуть, либо сбросить чуждую культуру и восстановить себя.