Социология как наука об обществе. Эмпирическая социология. Макросоциологические теории. Социальное как основа предметной специфики социологии, страница 10

• в отличие от предельно абстрактной формационной модели общества цивилизационный подход позволяет анализировать социум как живой общественный организм, обладающий культурной самобытностью и множеством доступных непосредственному восприятию черт;

• важно и то, что конкретное общество рассматривается как органичная часть более широкой цивилизационной общности; это способствует более глубокому пониманию многообразия общественного развития в глобальном масштабе;

• с другой стороны, цивилизационный подход обнаруживает свою ограниченность в том, что не может объяснить причины повторяемости как в обществе в целом, так и в жизни самих цивилизаций; настаивая на замкнутом, циклическом (круговом) характере внутрицивилизационного движения, данный подход по существу отвергает идею общественного прогресса;

• цивилизационный подход абсолютизирует различия между отдельными типами обществ, их взаимную закрытость и борьбу; однако в мире действует не только тенденция к цивилизационной изолированности, но и противоположная - к усилению связи между цивилизациями, к их сближению и постепенному формированию основ глобального общечеловеческого единства.

Обшецивилизационная концепция развития. Предпринимаются попытки преодоления ограниченности локально-цивилизационной модели. В частности, на базе синтеза формацион-ного и локально-цивилизационного подходов в отечественной социологии разрабатывается общецивилизационная концепция. Она направлена на исследование цивилизационного многообразия и особенностей развития в контексте исторического сближения различных обществ и цивилизаций. Таким образом, идея цивилизации соединяется здесь с идеей общественного прогресса и складывающегося единства глобального социума.

Появление и развитие цивилизаций является результатом комплексного действия ряда факторов. Среди важнейших:

1) этнический фактор, отражающий особенности становления самих этносов (как природно-социальных общностей), которые выступают субъектами образования данной цивилизации;

2) природный фактор, связанный с особенностями природной среды (территория, климат, флора, фауна), в которой живут те или иные этносы, и с вытекающим из этого характером их адаптации (приспособления) к условиям существования;

3) социокультурный фактор, выражающийся в исторически сложившейся и действующей в данном социуме системе норм, обычаев, традиций, социальных институтов;

4) материально-производственный фактор, отражающий уровень и качество освоения человеком природы (развитие производительных сил, производственных технологий, характер социально-экономических отношений);

5) человеческий фактор, выражающий деятельность и развитие самого человека в определенных социально-природных и производственных условиях; человеческий фактор (или человеческое измерение социума) является тем фундаментальным компонентом, который существенно определяет качественное своеобразие жизни тех или иных цивилизационных общностей; человеческий фактор находится во взаимообусловленных связях со всеми другими циви-лизационными компонентами (природно-демографическим, культурным, производственным), придавая их взаимодействию определенный исторический смысл и направленность развития. ,;; Исходя из сказанного, цивилизационную общность определяют как способ производства общественной жизни. В более же развернутом виде цивилизация понимается как особая социокультурная общность, существующая в определенное историческое время, в определенном социоприродном пространстве, характеризующаяся устойчивыми чертами и признаками (традиционная культура, язык, определенные производственные (экономические) и социальные отношения, специфика духовной жизни и т.п.), которые обусловливают проявление закономерностей исторического процесса в человеческой деятельности.