На основе различных концептуальных определений в западной социологии сложилась аналитическая дефиниция, согласно которой общество представляет собой совокупность индивидов, характеризующуюся наличием внутренней организации, определенной территории, общей культуры и осознающую себя как единое и реально существующее сообщество.
В современной отечественной социологии общество чаще всего понимается как исторически определенная целостная система социальных связей и отношений как между большими, так и между малыми группами людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д., основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.
Приведенные определения отражают существующий теоретический плюрализм, разнородность теоретических ориентации в предмете социологии. Остановимся более подробно на некоторых подходах и теориях, оказавших и продолжающих оказывать существенное влияние на развитие социологических знаний об обществе.
Формационная теория (модель) общества. Крупнейший социолог XIX в. Карл Маркс (1818-1883) разработал концепцию общественной формации, основанием для которой послужило материалистическое понимание истории. Согласно материалистическому пониманию истории, основу общества, определяющую, в конечном счете, характер и содержание социальной деятельности людей, составляет способ производства материальных благ. Именно в связи с материальным производством складываются основополагающие социальные связи и отношения индивидов друг с другом, с обществом и природой.
Общественная формация представляет собой конкретно-исторический тип общества, сложившийся на основе данного способа производства. При этом само общество рассматривается как целостная система социальных отношений, как особый социальный организм. Общество - это не механическое скопление индивидов. Специфика его как социальной реальности состоит в том, что оно выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг с другом. В этом кроется причина системного «интегрального эффекта», которым общество обладает по отношению к составляющим его элементам и который обнаруживается в действии присущих обществу социатьных законов развития. Таким образом, общество по отношению к составляющим его индивидам выступает как высшая объективная социальная реальность.
Способ производства, как основа формации, имеет две стороны: производительные силы общества (люди, орудия и средства труда) и производственные отношения, складывающиеся между людьми в процессе функционирования производства. Характер производственных отношений определяется уровнем и характером развития производительных сил. В свою очередь, в системе производственных отношений определяющую роль играют отношения собственности, в зависимости от характера которых выделяются коллективистский и частнособственнический типы общества.
Производственные отношения, как объективно складывающаяся система, организованная вокруг экономической инфраструктуры, выступают в качестве базиса или экономического строя общества.
Над базисом возвышается соответствующая ему надстройка, включающая в себя идеологические (политические, правовые, нравственные, религиозные и др.) отношения; связанные с ними взгляды, теории, социальные чувства и настроения (т.е. общественное сознание), а также соответствующие организации и учреждения (государство, политические партии, общественные организации, суд, церковь и т.п.). Надстройка оказывает существенное воздействие на развитие базиса (что связано с признанием активной роли людей в истории), однако, в конечном счете, экономические отношения оказывают решающее воздействие на всю систему общественных отношений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.