Социология как наука об обществе. Эмпирическая социология. Макросоциологические теории. Социальное как основа предметной специфики социологии, страница 7

Социальная солидарность и разделение труда. Центральное место в концепции общества Дюркгейма занимают внутренне взаимосвязанные идеи общественной солидарности и разделения общественного труда. По существу речь идет об обосновании «со-лидаризирующей» функции разделения труда в современном обществе. Поскольку социальная солидарность является синонимом общественного состояния, то она рассматривается как высший моральный принцип, универсальная ценность.

Если в архаичных (первобытных) обществах социальная солидарность выражала принудительный коллективизм, основанный на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании», на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, то в современных развитых обществах социальная солидарность базируется на автономии индивидов, разделении труда и функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене. В отличие от архаичной солидарности («механической солидарности»), социальная солидарность современных общественных систем («органическая солидарность») основывается не столько на силе традиционного «коллективного сознания» (оно становится более общим, неопределенным, менее интенсивным, более ограниченным по сфере своего действия), сколько на разделении труда. Оно становится главным механизмом, который обеспечивает единство общества как целостного социального организма. При этом разделение труда порождает «органическую солидарность» постольку и в той мере, поскольку и в какой мере вызывает у индивидов осознание их взаимозависимости, возникающей в процессе этого разделения. Внимание акцентируется не столько на экономической целесообразности и эффективности, связанных с развитием разделения труда, сколько на его общесоциальной интегрирующей функции, направленной на создание и укрепление социальной солидарности как высшей ценности общества. Таким образом, Дюркгейм дал моральную трактовку разделения общественного труда в противовес экономическому обоснованию этого феномена в теории Маркса.

Реформы как способ общественного развития. Исходя из признания доминирующей роли моральных основ общественной жизни, Дюркгейм оценивал реальные социальные противоречия, экономические кризисы как следствие несовершенства существующих моральных норм, отставания культуры от тех новых задач, которые были связаны с развитием экономики. Возможность разрешения и, что еще важнее, предотвращения возникающих напряжений и конфликтов Дюркгейм видел в сознательном введении новых норм и форм социальной регуляции, в формировании солидарности между классами, которая гарантирует целостность и саморазвитие общества. Главный социально-политический вывод, вытекающий из социологии Дюркгейма, состоит в признании реформы как единственно продуктивного способа общественного развития.

В этом выводе одно из принципиальных различий дюркгей-мовской социологической традиции солидаризма (взгляда на общество как сферу солидарности, сотрудничества, сплоченности, согласия и порядка) от конфликтной трактовки общественного развития в теории К. Маркса (с ее акцентом на социальную борьбу и социальную революцию).

Цивилизационный подход к изучению общества. Важное место в социологической науке принадлежит цивилизационному подходу, направленному, прежде всего, на исследование в глобальном контексте типологического своеобразия различных социеталь-ных систем, органичными элементами которых выступают отдельные общества, связываемые в цивилизационные общности сходством социоприродных, социокультурных и исторических оснований их жизнедеятельности.