Социология как наука об обществе. Эмпирическая социология. Макросоциологические теории. Социальное как основа предметной специфики социологии, страница 9

Таким образом, исторический процесс осуществляется через самобытные культурно-исторические типы (локальные цивилиза-ции). При этом прогресс, согласно Данилевскому, состоит не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, со-ставляющее поприще исторической деятельности человечества, ис-ходить в разных направлениях. И потому ни одна цивилизация не может гордиться тем, что она представляет высшую точку развития в сравнении с другими. Каждый культурный тип общества вносит свой вклад в общую сокровищницу человечества, и в этом единстве многообразия и осуществляется прогресс.

Во многом сходные теории Данилевского цивилизационные идеи получили развитие в западной науке (теории цивилизаций О. Шпенглера, А. Тойнби).

Локально-цивилизационная модель С. Хантингтона. Одним из характерных для современной западной социологии примеров использования локально-цивилизационного подхода к анализу сущности и перспектив общественного развития в глобальном аспекте (контексте) является «цивилизационная модель» известного американского теоретика Сэмюэля Хантингтона. По его мнению, цивилизацию можно определить как культурную общность наивысшего ранга (уровня), как самое широкое основание культурной идентификации людей. Цивилизации определяются наличием общих черт объективного порядка (язык, история, религия, обычаи, институты); а также субъективной самоидентификацией людей (то есть самоопределением принадлежности к данной общности).

Цивилизационная общность по своей численности может варьироваться в очень широком диапазоне. Так, цивилизация может охватывать очень большую массу людей (например, конфуцианская цивилизация, представленная, главным образом, Китаем и китайскими общинами в других частях мира). Но она может быть и малочисленной (например, цивилизация англоязычных жителей Карибского бассейна). Цивилизация может включать в себя несколько наций-государств (как в случае с западной, латиноамериканской или арабской цивилизациями), либо одно государство (японская цивилизация). Цивилизации историчны и обладают своей внутренней динамикой развития: они возникают, переживают подъем и упадок. Они распадаются и сливаются. Цивилизации исчезают. Хантингтон полагает, что современный мир представляют восемь цивилизаций: западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, православно-славянская, латиноамериканская, африканская.

Хантингтон считает, что одной из главных, если не ведущей, тенденцией современного общественного развития в глобальном масштабе является рост цивилизационного самосознания. Он диктуется рядом факторов:

• объективно именно различия между цивилизациями наиболее очевидны и существенны; цивилизации несхожи по своей истории, языку, культуре и религии;

• усиление роли религиозных различий в современном мире; религии становятся важнейшим фактором поиска и нахождения ци-вилизационной самоидентификации, выходящей за рамки национальных границ;

• осознание опасности культурного экспансионизма Запада и вызванный этим интенсивный процесс девестернизации элит незападных стран, их возврат к собственным (традиционным) культурным корням;• усиливающийся экономический регионализм и его успехи также укрепляют сознание принадлежности к одной цивилизации.

Поскольку цивилизационная идентификация приобретает в современном мире все возрастающее значение, то именно межциви-лизационные отношения станут, по мнению Хантингтона, в скором будущем определяющими в судьбах человечества. Причем, характер этих межцивилизационных отношений будет определяться нарастанием противоречий. Межцивилизационные противоречия придут на смену противоречиям и отношениям наций-государств, которые исчезнут. Вооруженные конфликты между социумами, принадлежащими к разным цивилизациям, станут наиболее вероятным и опасным источником напряженности, потенциальным источником мировых войн.

Оценивая в целом сильные и слабые стороны локально-цивилизационного подхода, следует отметить следующее: