Влияние семьи на становление личности. Типы семейных взаимоотношений. Зависимость отношений от чувств родителей к ребенку и особенности контроля за его поведением

Страницы работы

Фрагмент текста работы

тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, сам того не ведая, формирует такой же тип поведения у своих детей; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы.

Главное в воспитании ребенка – достижение душевного спокойствия, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям следует поддерживать эту связь постоянно, и тем более тогда, когда маленький  ребенок становится подростком, ибо тогда внешнее воздействие может отрицательно сказаться на воспитании ребенка и его взаимоотношениях с окружающими.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Также необходимо, чтобы ребенок не присутствовал при ссорах между родителями, чтобы он не видел противоречий в позициях родителей.

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить  не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

У взрослых и детей  вырабатываются принципы общения:

1)  Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2)  Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

1. Родители должны любить ребенка, несмотря ни на что (пусть даже он некрасив, неумен), ни в коем случае нельзя от него отворачиваться, ведь кроме них ему никто не поможет справиться с проблемами, которые могут у него из-за этого возникать. Ребенок принимается таким, какой он есть, и здесь не играет роли то, чего ждали родители от своего чада, удовлетворил ли он их ожидания. (Безусловная любовь)

Если же родители отворачиваются от ребенка, когда не наблюдают в нем того, что ожидали увидеть, то он не чувствует защищенности, безопасности.

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он  им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков или семья, в которой появление ребенка связано с тяжелыми проблемами).

Типы семейных взаимоотношений

В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Здесь играет роль и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

1. Диктат  в семье проявляется в инициативе и чувстве собственного достоинства членов семьи.

Родители могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает принуждение, угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности, т.е. игнорирование интересов и мнений ребенка, лишение его права голоса при решении вопросов может негативно сказаться на формировании его личности.

2. Опека в семье – это система отношений, при которых родители ограждают ребенка от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители, таким образом, препятствуют процессу серьезной подготовки своих детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Такие дети оказываются более не приспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте, начинает восставать против чрезмерной родительской опеки.

Несмотря на то, что опека предполагает заботу, ограждение от трудностей, а диктат – насилие, приказ, результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

3. «Невмешательство» - это такая система отношений в семье, которая строится на возможности независимого существования взрослых и детей. При этом существуют два мира: взрослые и дети, которые не переходят

Похожие материалы

Информация о работе