Разработка технологических процессов окрашивания кузовов вагонов, страница 11

11.10.  Подачу материалов через сопло следует регулировать не изменением давления сжатого воздуха, а правильным подбором типоразмера распылительного сопла (для краскораспылителей с бачком) или давления подачи лакокрасочных материалов от красконагнетательного бака.

11.11.  Краскораспылитель при нанесении покрытий следует держать перпендикулярно окрашиваемой поверхности на расстоянии 10-15 см при пневматическом и 30-35 см - при безвоздушном распылении. Меньшее расстояние требуется для более вязких лакокрасочных материалов, большее - для менее вязких.

11.12.  Отклонение распылителя от перпендикулярного положения приводит к неравномерности толщины покрытия, увеличивает унос краскораспылительного аэрозоля в окружающую среду и потери лакокрасочных материалов. При слишком малом расстоянии от поверхности воздушная струя раздувает пленку материала, и покрытие получается волнистым с неравномерной толщиной, а также могут появляться потеки краски. При излишне большом расстоянии на покрытии образуется мелкая шероховатость, оно теряет блеск и растут потери на туманообразование.

11.13.  Скорость перемещения распылителя по окрашиваемой поверхности должна быть равномерной и при пневматическом распылении должна находиться в пределах 14-18 м/мин. При безвоздушном распылении, образующим более плотный факел ЛКМ. скорость перемещения краскораспылителя может быть на 15-20% выше указанной, но должна исключать образование потеков краски.

11.14.  Для получения равномерного по толщине покрытия первый слой лакокрасочного материала следует наносить вертикальными полосами, а второй - горизонтальными, перекрывая соседние полосы на 25-30%,

11.15.  При безвоздушном распылении полосы должны прилегать друг к другу с минимальным перекрытием. При переходе краскораспылителя от одной полосы к другой, подачу краски следует закрывать.

11.16.  Выступающие части и углы следует окрашивать, не выводя факел за контур окрашиваемого объекта.

11.17.  По окончании работы или при смене вида или цвета лакокрасочного материала сопло и бачок краскораспылителя должны быть тщательно промыты растворителем, применявшимся для разбавления наносимого материала до нужной вязкости. При подаче лакокрасочных материалов от красконагнетательного бака должна быть промыта вся система подачи краски.

11.18.  Отверстия воздушной головки должны быть очишены от краски с помощью острых деревянных шпилек. Применять для этого твердые стальные предметы (проволоку, иголки и пр.) недопустимо во избежание повреждения сопла.

11.19.  При перерывах в работе, особенно с быстросохнущими двухкомпонентными материалами, головку краскораспылителя следует опускать в специальный бачок с растворителем. Растворитель при этом не должен попадать на сальники и уплотнения запорной иглы во избежание вымывания смазки и повреждения прокладок. Периодически необходимо смазывать узлы краскораспылителя (оси, сальники, пружины и др).

11.20.  При работе с краскораспылителями должны соблюдаться условия, предусмотренные инструкцией по эксплуатации данного типа устройства, составленной его изготовителем.

11.21.  Для подвода сжатого воздуха и лакокрасочного материала к краскораспылителю должны применяться шланги с внутренней поверхностью, стойкой к действию растворителей, т.к. ее разрушение вызывает забивание сопел краскораспылителей и дефекты покрытия.


12.  Контроль качества окрашивания вагонов

12.1.  Контроль за выполнением малярных работ при окраске вагонов должен производится пооперационно с начала подготовки поверхности к окрашиванию и до ее окончания сменным мастером и технологом.

12.2.  Наряду с контролем операций технологического процесса должно проверяться качество лакокрасочных материалов в соответствии с нормативной документацией и правильность приготовления рабочих составов.

12.3.  В процессе приготовления материала к нанесению должны контролироваться:

-  однородность и вязкость,

-  жизнеспособность и высыхание.

12.4.  Металлическая поверхность перед нанесением грунтовочных материалов должна быть сухой и тщательно очищенной от ржавчины, старого лакокрасочного покрытия, окалины, масляно-жировых загрязнений и соответствовать степени очистки 1 или 2 по ГОСТ 9.402.

12.5.  Шероховатость поверхности после абразивной очистки должна быть не более 40-45 мкм.

12.6.  Контроль шероховатости поверхности и толщина должны осуществляться с помощью контрольно-измерительных приборов, представленных в Приложении    .

12.7.  Грунтовка должна быть тщательно просушена, не давать отлипа. Поверхность должна быть матовой, без потеков, проколов, трещин, наплывов и непрокрашенных мест. Толщина слоя не должна превышать 35-50 мкм.

12.8.   Слой полиэфирной шпатлевки должен быть полуматовым, хорошо просушен, не иметь просадок, рисок, закраин и наплывов. После высыхания шпатлевка не должна иметь трещин, вздутия. Нормально высушенный слой шпатлевки не должен прорезаться ногтем и при шлифовании наждачным полотном не должен забивать зерна шпатлевочной массой. Толщина одного слоя шпатлевки не должна быть более 500 мкм.

12.9.  На шлифованной поверхности в местах нанесения полиэфирной шпатлевки не должно быть недошлифованных мест, глубоких рисок. Допускаются отдельные малозаметные следы зачистки, штрихи, риски, прошлифованные до металла места, которые должны быть прогрунтованы фосфатирующей грунтовкой и эпоксидными грунтами-выравнивателями в соответствии с п. 5.8 настоящей технологической инструкции.

12.10.  Грунтовка-выравниватель должна быть просушена, поверхность должна быть матовой, без шагрени, потеков и наплывов. Толщина слоя высохшей грунтовки должна быть не менее 60-70 мкм.

12.11.  После шлифовки слой грунтовки-выравнивателя должен быть ровным, гладким на ощупь, без рисок и непрошлифованных мест.