Реинжиниринг бизнес-процессов – новое направление в теории менеджмента: сущность, место и роль, страница 14

Потребитель (клиент) – это субъект получающий результат бизнес-процесса. Потребитель может быть внутренний и внешний. Внутренний клиент находится в организации, и в ходе своей деятельности он использует результаты деятельности других бизнес-процессов. Внешний клиент находится за пределами организации и использует результаты деятельности организации.

Ресурсы – это информация, финансы, материалы, персонал, оборудование, инфраструктура, программное обеспеченье, необходимые для выполнения бизнес-процессов.

Сеть бизнес-процессов в организации – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих бизнес-процессов включающих все функции, выполняемые в каждом бизнес-процессе.

По отношению к клиентам бизнес-процессы классифицируются:

а) внешние;

б) внутренние.

ВНЕШНИЙ БИЗНЕС-ПРОЦЕСС











п
 - Описание: 20%
ВНУТРЕННИЙ БИЗНЕС-ПРОЦЕСС

 - Описание: 20%
 


По отношению к получению добавленной ценности:

а) основные бизнес-процессы (добавляющие ценность);

б) вспомогательные бизнес-процессы, добавляющие стоимость.

По уровню подробности рассмотрения:

а) верхнего уровня;

б) детальные;

в) элементарные (операции не требующие более детального описания).

 


К основным процессам организация, как правило, относит процессы производства, сбыта, снабжения. Эти процессы добавляют ценность. Примерами таких процессов являются процессы маркетинга, закупок, производства, хранения, поставок, сервисного производства продукции.

К вспомогательным бизнес процессам относят: управление персоналом, управление документацией, техническое обслуживание оборудования, бюджетирование, административно хозяйственная деятельность. Эти процессы напрямую не добавляют ценности, но увеличивают стоимость изделия, услуги.

Критерием выделения вспомогательных процессов может являться использование результатов этого процесса многими функциональными подразделениями и процессами.

Процессы верхнего уровня выглядят следующим образом:


                                                                                                     - детальный процесс

Если рассматривать деятельность организации в целом, то для её описания используются процессы на верхнем уровне. Например, процесс закупок сырья и материалов для производства, он включает в себя такие работы, этапы как планирование закупок, оформление заказов, покупка сырья, материалов, их оплата, отпуск в производство. Количество уровней декомпозиции процессов определяется задачами проекта и не может быть слишком большим, как правило, не более трёх – четырёх уровней. При определении бизнес процессов в организации, целесообразно начинать описание процессов верхнего уровня.

Одним из важнейших вопросов, возникающих при моделировании бизнес процессов, является определение необходимой глубины описания. При проведении декомпозиции моделей количество объектов возрастает в геометрической прогрессии, поэтому очень важно изначально определить степень детальности описания бизнес процессов. Практика РБП говорит, что на уровне предприятия выделяется 5 – 8 процессов (это первый уровень); на втором и третьем уровне (уровни управлений, департаментов предприятия) 25 – 50 процессов; на третьем четвертом уровне от 100 – 2000; на уровне рабочих мест четвертый, шестой уровень – более 2000 деталей процессов, они описывают функции, выполняемые на рабочем месте. Шестой, восьмой уровни – это уровни описания операций выполняемых на рабочем месте, их можно наблюдать более 10 000 (элементарные операции, которые отражены в должностных и рабочих инструкциях). Как правило, верхний уровень описания бизнес процессов соответствует процессам управляемым зам. генерального директора. Второй уровень процесса рассматривается, как правило, на уровне крупных подразделений предприятия. Третий уровень – уровень процессов подразделений. Четвертый уровень – функции и операции, выполняемые на рабочих местах.

4

Для осуществления перепроектирования нужно:

1) Выделить нужные процессы, существующие в организации;