дистанции пути в соответствии с требованием
коллегии МПС №3 от 14 марта 2001 года
Октябрьская железная дорога протяженностью более 10 тыс. км относится к крупнейшим дорогам страны. Она проходит по территории 7 областей и Карельской АССР. С севера на юг дорога протянулась более чем на 2000 км. Дорога расположена на Северо-Западе ЕТС, но по климатическим условиям можно выделить Кольский полуостров, Карельскую АССР и южные и центральные участки дороги.
Бабаевская дистанция пути находится на стыке Северной и Октябрьской железных дорог и практически полностью расположена на территории Вологодской области.
Вологодская область образована постановлением ЦИК РСФСР 23 сентября 1937 года. Областным центром является город Вологда.
Согласно Конституции Российской Федерации, вступившей в действие в декабре 1993 года, Вологодская область — одна из 89 административных территорий, обладающих правами субъекта Федерации. В плане размещения производительных сил страны Вологодская область относится к Северному экономическому району. В 2000 году Указом Президента Российской Федерации область была включена в состав Северо-Западного федерального округа.
Площадь области составляет 145,7 тыс. кв.км. Наибольшая протяженность с севера на юг — 385 км, с запада на восток — 650 км. Область граничит на западе с Новгородской и Ленинградской областями, на севере — с Республикой Карелией и Архангельской областью, на востоке — с Кировской, на юге — с Костромской и Ярославской, на юго-западе — с Тверской областями.
Вологодский край относится к тем территориям России, которые в древности — в первые века нашей эры — были в ареале угро-финской языческой культуры. Наиболее ярким ее очагом было Белозерье. От этого времени осталось немало следов в названиях рек, озер, местностей края.
Первые очаги дохристианской славянской культуры начинают формироваться на юго-западе края. На рубеже V — VI веков там появились поселения кривичей, а с VIII—IX веков — ильменских славян, принесших культуру пашенного земледелия. В эту эпоху белозерская финно-угорская группа была в основном ассимилирована славянским населением.
С XI века край входит в состав территории Древнерусского государства, развитие которого стало проходить под сильным влиянием христианства. На территорию края еще интенсивнее устремляются два потока славянского населения: из Новгородской земли и Ростово-Суздальской. К XII веку в сферу влияния Ростово-Суздальского княжества входит Белозерье и Великий Устюг. Значительная же часть края, в том числе и земли вокруг Вологды, находились под новгородским влиянием.
В XIII веке Белозерье и Великий Устюг, а позднее и Вологда становятся крупными региональными политико-государственными центрами. Белозерье выделяется в самостоятельное княжество, за Вологду идет борьба Новгорода, Твери и Москвы.
В этот же период вологодские, устюженские и белозерские земли выступают яркими ареалами православной духовности и культуры, в чем особая роль принадлежит древнейшим монастырям. Их основателями были ученики и последователи самого преподобного Сергия Радонежского. Они утверждали в обителях принципы соборности, общежительства и согласия, вносили в жизнь региона осознание единства Земли Русской. Важно и то, что в ходе освоения земель вдоль рек и волоков, вокруг озер определялся и крестьянский характер края.
С постепенным возвышением Москвы и началом объединения вокруг нее русских земель Вологодский край к концу XV века становится частью единого Русского государства. Близость к центру этого государства «обрекала» край на систематическую причастность к большой политике того времени. Вологда, например, становилась не раз местом хранения великокняжеской казны.
В период XVI—XVII веков Вологодская земля превратилась в «оживленную область Московского царства». От Москвы через Ярославль к Вологде вел государев тракт, а отсюда открывались, во-первых, пути на Север, к Белому морю — единственному тогда выходу в мировой океан, а, во-вторых, от Вологды по Сухоне и Вычегде начинался путь за Урал, в Восточную Сибирь. Тот и другой пути были стратегически важными и напрямую отражали приоритеты тогдашней внешней и внутренней политики России. Вологда становится транзитным центром международной торговли страны. Вологжане устанавливают тесные связи с другими областями Русской земли: в край везут хлеб, а из края — пушнину, рыбу, железо. Коммерческие интересы вологодского, тотемского, великоустюгского купечества, сочетаясь с общегосударственными устремлениями, в XVII—XVIII веках выплескиваются в Сибирь, на Дальний Восток, в промысловое освоение Алеутских островов, Аляски, Западного побережья Северной Америки.
Весьма существенное значение имело то, что уже со второй половины XVI века в крае оформились две зоны, отличавшиеся как правовым статусом населения, так и спецификой социально-экономических отношений. В центре края и на западе его доминировало вотчинное, поместное, дворцовое и монастырское землевладение с ярко выраженными крепостническими чертами. К востоку же от Вологды сложилась зона черносотного крестьянства, свободного от личной крепостной зависимости.
В период Империи Вологодский край из «оживленной области» постепенно превращался в тихую глубинку. Важнейшие события и процессы XVIII—XIX веков проходили как бы мимо, лишь слегка затрагивая его. С выходом в Балтику упало значение Белого моря, а это снизило грузопотоки по Сухоно-Двинскому речному пути. Сворачивали свою деятельность иностранные торговые представительства. Правительственные мобилизации перемещали вологодских ремесленников в Санкт-Петербург на строительство новой столицы или для работы на судостроительных верфях. Стратегические пути в Сибирь также проходили уже не через Вологодский край.
Лишь к исходу XVIII столетия наметилось некоторое возрастание роли Вологды: после ряда административно-территориальных переделов в 1797 году была образована Вологодская губерния, территория которой была устремлена на восток, в Коми край.
В течение XIX века проходило втягивание края в важнейшие социально-экономические процессы того времени. В 1872 году в Вологду из Ярославля протянулась железная дорога, в 1898 году открылось железнодорожное сообщение Вологда — Архангельск, а в начале XX века через Вологду прошла железная дорога из Петербурга на Восток. Новая транспортная сеть не только формировала соответствующую инфраструктуру, но и способствовала активному включению вологодской глубинки в рыночные капиталистические отношения. Старинные отрасли края — льноводство и молочное животноводство стали приобретать товарный характер, широкое развитие получили маслодельные и снабженческо-сбытовые кооперативы.
Вологодская губерния во второй половине XIX — начале XX века использовалась и как место политической ссылки.
Октябрьская революция 1917 года положила начало советской истории края. В пятилетки 30-х годов в крае были построены крупные лесоперерабатывающие предприятия, предприятия стекольной и пищевой промышленности, проведена коллективизация сельского хозяйства.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.