В апреле 2001 года Вологда принимала Президента России Владимира Путина.
Разоренная захватчиками в пору Смутного времени Вологда больше никогда не испытывала ужасов войны. Во время битв с фашизмом ей выпала благородная участь города-целителя. Здесь неподалеку от стыка
трех фронтов располагались военные госпитали, в которых возвращали здоровье и жизнь десяткам тысяч раненых бойцов и офицеров. Сюда привозили из блокадного города по Дороге жизни через Ладожское озеро спасенных ленинградцев. В память о блокадниках, не перенесших тягот пути, на городском кладбище воздвигнут скорбный монумент. В наше время Вологда известна как один из наиболее притягательных для туристов культурных и промышленных городов России. Коллекции древнерусской живописи и народного декоративно-прикладного искусства Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника пользуются широкой известностью. Уникальной коллекцией старопечатных европейских книг располагает областная универсальная научная библиотека.
Раз в два года архитектурные памятники Вологды становятся сценическими площадками Российского театрального фестиваля «Голоса истории». Большинство спектаклей этого популярного в России конкурса проходят в кремлевских двориках под открытым небом. В 2001 году в Вологде прошел Первый губернаторский международный юношеский конкурс имени Валерия Гаврилина. Конкурсные прослушивания помогут быстрее раскрыться и обрести творческую индивидуальность юным музыкантам и композиторам из русской провинции.
Череповец — город рекордов. Самые заметные из них связаны с ОАО «Северсталь». Это и крупнейшая в мире доменная печь, и кислородно-конверторный цех, который по размаху капиталовложений в пору строительства уступал в стране только Байкале-Амурской магистрали.
Однако самый первый из рекордов города на Шексне зафиксирован еще в начале XX столетия и связан с именем известного промышленника, благотворителя и мецената Ивана Милютина, который пробыл на посту городского головы 46 лет. Стараниями Милютина в городе открылись сначала женское двухклассное училище, за ним техническое училище, позднее женская гимназия и реальное училище, учительская семинария.
Отзвуки деяний легендарного городского головы, благодаря которым уездный городок называли даже «русским Гейдельбергом», воистину пронеслись сквозь столетие. В 1886 году делегация уважаемых граждан Череповца во главе с Милютиным отправилась в Санкт-Петербург приветствовать американское посольство. Флаг США образца 60-х годов XIX века, подаренный главой посольства Фоксом городскому голове, сохранился в Череповецком музейном объединении. Незадолго до приезда в Россию Президента США Клинтона были изготовлены три копии флага. Одну из них губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев вручил Клинтону, другую — первому Президенту России Борису Ельцину, а третья, на которой два лидера мировых держав оставили свои автографы, вернулась в Череповец, став новым уникальный экспонатом музейного объединения.
Предприимчивость, которой запомнился землякам Милютин, была свойственна жителям этих мест и задолго до появления на свет будущего городского головы. Легенда гласит, что жители села Федосьево, встревоженные своей будущностью после упразднения Вознесенского монастыря, отправились к Екатерине II с просьбой об «открытии города». 4 ноября 1774 года императрица подписала Указ, согласно которому и учреждался город Череповец «для пользы водной коммуникации». Слова из Указа полностью оправдались через 36 лет, когда после начала судоходства по Мариинской водной системе Череповец стал уважаемым портом. А в XX веке строительство Волго-Балтийского водного пути, Череповецкого металлургического комбината и крупных химических предприятий окончательно сформировали ведущую роль города в экономике Вологодской области.
Железнодорожная станция, возле которой вырос современный райцентр, была заложена в 1902 году между деревнями Бабаево и Никольский завод. Получилось так, что Никольский завод впоследствии вошел в городскую черту и навсегда исчез с карты, а деревня Бабаево до сих пор сохраняет свою самостоятельность. В отличие от молодого райцентра она ведет отсчет своих лет с 1460 года. Предание гласит, что первым ее жителем был крестьянин Бабай. Профессор Ю.Чайкина, долгие годы изучающая топонимику Вологодской области, пишет, что в северных говорах слово «бабай» -фантастическое существо, которым пугали детей. В то же время это имя было весьма распространено и на Русском Севере.
Потомки легендарного первопоселенца и их земляки занимались сельским хозяйством, а кроме того, рубили лес, сплавляли стволы по рекам и выжигали древесный уголь. Ближайший завод, где требовалось топливо, располагался совсем рядом. На Ново-Никольском заводе выпускали рельсы, телеграфную проволоку, телеграфные крюки, гвозди.
Железная дорога Санкт-Петербург — Вологда пришла сюда в 1904 году, когда станция Бабаево услышала первый паровозный гудок. Эта местность в то время входила в Устюженский уезд Новгородской губернии. Интересно, что и после оформления современных границ Вологодской области станция Бабаево осталась в составе Октябрьской железной дороги, руководство которой находится в Санкт-Петербурге, и не подчиняется ни Северной железной дороге, ни ее отделению в Вологде.
В Бабаевском районе немало прекрасных уголков природы. Есть в нем почитаемые православными места. Неподалеку от райцентра когда-то стояла часовня, родничок близ которой местные жители называют «Золотым ключиком». Верующие собирались там во вторую пятницу после Троицы и по старинному обычаю бросали в воду монетки. Традиция «золочения ключа» не угасла и в наши дни.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.