1. Оценка и прогнозирование надежности рельсов.
1.1. Определение параметров нормального распределения.
Нормальное распределение является двухпараметрическим: заданием параметров Тср и σt полностью определяется распределение.
Данные от отказов рельсов на некотором участке пути представляют собой вариационный ряд случайных чисел наработки до отказа (таблица 1).
Параметры отказов рельсов.
Таблица 1
| Наработка ti, млн. т брутто | Частота R (ti) шт/км | Частость F(ti) = R(ti)/80 | Квантиль Upi | 
| 306 | 0,64 | 0,008 | 2,41 | 
| 469 | 1,1 | 0,01375 | 2,33 | 
| 631 | 1,7 | 0,02125 | 2,05 | 
| 791 | 2,22 | 0,02775 | 1,88 | 
| 942 | 3,72 | 0,0465 | 1,65 | 
| 1104 | 5,72 | 0,0715 | 1,48 | 
Квантиль Up: определяются по значениям частости F(ti) с использованием специальных таблиц.
F(ti) = R(ti)/80
F1 = 0,64/80 = 0,008
F2 = 1,1/80 = 0,01375
F3 = 1,7/80 = 0,02125
F4 = 2,22/80 = 0,02775
F5 = 3,72/80 = 0,0465
F6 = 5,72/80 = 0,0715
1 – 0,008 = 0,992
1 – 0,01375 = 0,98625
1 – 0,02125 = 0,97875
1 – 0,02775 = 0,97225
1 – 0,0465 = 0,9535
1 – 0,0715 = 0,9285
Запишем для каждой наработки ti уравнения:
Тср – 2,41σt = 306
Тср – 2,33σt = 469
Тср – 2,05σt = 631
Тср – 1,88σt = 791
Тср – 1,65σt = 942
Тср – 1,48σt = 1104
Складывая левые и правые части уравнения, получим:
6Тср – 11,8σt = 4243
Умножая левую и правую часть уравнений на квантили, получим новую систему уравнений:
2,41Тср – 5,81σt = 737,46
2,33Тср – 5,43σt = 1092,77
2,05Тср – 4,2σt = 1293,55
1,88Тср – 3,53σt = 1487,08
1,65Тср – 2,72σt = 1554,3
1,48Тср – 2,19σt = 1633,92
Также сложим левую и правую часть уравнений:
6Тср – 11,8σt = 4243
11,8Тср – 23,88σt = 7799,08
Решим данную систему уравнений:
Тср = (4243 + 11,8σt)/6
1,97(4243 + 11,8σt) – 23,88σt = 7799,08
8358,71 + 23,25 σt – 23,88σt = 7799,08
0,63σt = 559,63
σt = 888,3
Тср = (4243 + 11,8 * 888,3)/6 = 2454,16
σt = 888,3 мин. т. брутто
Тср = 2454,16 мин. т. брутто
Оценка доверительных границ (95%) найденных значений параметров Тср и σt производится по формуле:
Тср (max/min) = Тср ± 2σ (Тср)
σt (max/min) = σt ± 2σ (σt)
σ² (Тср²) = σt²/n f2 (k)
σ² (σt²) = σt²/n f3 (k)
k = (Тср – tr)/t
где k – коэффициент усечения выборки, n – количество обследуемых рельсов на данном участке
k = (2454,16 – 1104)/888,3 = 1,5
f2 (1,5) = 33,34 f3 (1,5) = 11,55
σ (Тср) = σt √f2(k)/n = 888,3 √33,34/2400 = 104,7 млн. т. брутто
σ (σt) = σt √f3(k)/n = 888,3 √11,55/2400 = 61,6 млн. т. брутто
Тср (max/min) = 2454,16 ± 2 * 104,7
σt (max/min) = 888,3 ± 2 * 61,6
Тср (max/min) = 2663 …. 1222 млн. т. брутто
σt (max/min) = 1011,5 …. 765,1 млн. т. брутто
1.2. Прогнозирование отказов рельсов.
Рассмотрим методику прогнозирования отказов рельсов с использованием модели нормального распределения долговечности.
Определим квантиль нормального распределения, соответствующий вероятности F(ti), по формуле:
Upi = (ti - Тср)/ σt
Up1 = (2454,16 - 100)/ 888,3 = 2,65
Up2 = (2454,16 - 200)/ 888,3 = 2,53
Up3 = (2454,16 - 300)/ 888,3 = 2,42
Up4 = (2454,16 - 400)/ 888,3 = 2,31
Up5 = (2454,16 - 500)/ 888,3 = 2,2
Up6 = (2454,16 - 600)/ 888,3 = 2,08
Up7 = (2454,16 - 700)/ 888,3 = 1,97
Up8 = (2454,16 - 800)/ 888,3 = 1,86
Up9 = (2454,16 - 900)/ 888,3 = 1,75
Up10 = (2454,16 - 1000)/ 888,3 = 1,64
Зная квантиль Upi определяем вероятность F(ti), с использованием табулированной функции F0(x).
| 
 | 
F(ti) = 1 -
F(t1) = 1 - F0 (2,65) / F0 (2,76) = 1 – 0,995975/0,997110 = 0,0011
F(t2) = 1 - F0 (2,53) / F0 (2,76) = 1 – 0,994297/0,997110 = 0,0028
F(t3) = 1 - F0 (2,42) / F0 (2,76) = 1 – 0,992240/0,997110 = 0,0049
F(t4) = 1 - F0 (2,31) / F0 (2,76) = 1 – 0,98956/0,997110 = 0,0076
F(t5) = 1 - F0 (2,19) / F0 (2,76) = 1 – 0,98574/0,997110 = 0,011
F(t6) = 1 - F0 (2,08) / F0 (2,76) = 1 – 0,98124/0,997110 = 0,016
F(t7) = 1 - F0 (1,97) / F0 (2,76) = 1 – 0,97588/0,997110 = 0,021
F(t8) = 1 - F0 (1,86) / F0 (2,76) = 1 – 0,96856/0,997110 = 0,029
F(t9) = 1 - F0 (1,75) / F0 (2,76) = 1 – 0,95994/0,997110 = 0,037
F(t10) = 1 - F0 (1,64) / F0 (2,76) = 1 – 0,94950/0,997110 = 0,048
Оценку суммарного выхода рельсов из расчета на один километр пути определим по формуле:
n(ti) = n * F(ti), где n – количество рельсов на 10 км пути
n(t1) = 2400 * 0,0011 = 2,64
n(t2) = 2400 * 0,0028 = 6,72
n(t3) = 2400 * 0,0049 = 11,76
n(t4) = 2400 * 0,0076 = 18,24
n(t5) = 2400 * 0,011 = 26,4
n(t6) = 2400 * 0,016 = 38,4
n(t7) = 2400 * 0,021 = 50,4
n(t8) = 2400 * 0,029 = 69,6
n(t9) = 2400 * 0,037 = 88,8
n(t10) = 2400 * 0,048 = 115,2
Таблица 2
| Наработка tp млн. т. брутто | Квантиль (Тср – tr)/t | Вероятность F(ti) | Число отказов n(ti), шт/10км | Приращения отказов, шт | 
| 100 | 2,65 | 0,0011 | 2,64 | - | 
| 200 | 2,53 | 0,0028 | 6,72 | 4,08 | 
| 300 | 2,42 | 0,0049 | 11,76 | 5,04 | 
| 400 | 2,31 | 0,0076 | 18,24 | 6,48 | 
| 500 | 2,19 | 0,011 | 26,4 | 8,16 | 
| 600 | 2,08 | 0,016 | 38,4 | 12 | 
| 700 | 1,97 | 0,021 | 50,4 | 12 | 
| 800 | 1,86 | 0,029 | 69,6 | 19,2 | 
| 900 | 175 | 0,037 | 88,8 | 19,2 | 
| 1000 | 1,64 | 0,048 | 115,2 | 26,4 | 
1.3. Оценка надежности рельсов скреплений.
Оценивая надежность скреплений различных типов в условиях нормальной эксплуатации, все элементы необходимо считать соединенными последовательно, а вероятность безотказной работы узла такой системы оценивать по формуле:
Pu(t) = Пni=1 Pi(t), Pi – вероятность безотказной работы i-го элемента.
Вероятность безотказной работы элементов цепи в экстремальных ситуациях:
Pu(t) = 1 - [1 - Пni=1 Pi (t)]²
Для стареющих элементов в качестве распределения интервала безотказной работы используют обычно нормативное распределение:
| 
 | 
P(t) = [ 1 - ],
где Тср – средняя наработка до отказа, σt – среднее квадратичное отклонение безотказной работы.
Параметры Тср и σt можно оценить по методу квантилей.
Пусть за время ti вероятности выхода из строя элементов скреплений составит:
Fi = Ri/n
Частота отказов элементов рельсовых скреплений типа БП-65 определена по статическим данным об отказах элементов во время эксплуатации (таблица 3 и 4). Используя эти данные, определим значение Тср и σt.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.