Симптоматические (вторичные) артериальные гипертонии: Методическая разработка для проведения практического занятия для преподавателей

Страницы работы

24 страницы (Word-файл)

Содержание работы

КРАСНОЯРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ № 2

Утверждено на методической конференции

            кафедр внутренних болезней № 2 и № 1

             профессор                           Ю.А.Терещенко

            профессор                            В.А.Шульман

            «____»    ____________________2002 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ СО СТУДЕНТАМИ 5 КУРСА

ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ТЕМА: СИМПТОМАТИЧЕСКИЕ (ВТОРИЧНЫЕ) АРТЕРИАЛЬНЫЕ ГИПЕРТОНИИ

Составил: асс. А.Г.Штегман

Красноярск 2002 г.


1. Тема: «Симптоматические (вторичные) артериальные гипертонии»

2. Форма учебного процесса: практическое занятие

3. Значение темы: Артериальные гипертонии (АГ) - весьма разнородная группа заболеваний, объединяемая одним признаком - высоким артериальным давлением. Нозологии этой группы имеют различные этиологии, патогенез, клинические проявления, однако независимо от природы заболевания, сам гипертензивный синдром часто определяет развитие тяжелых, инвалидизирующих осложнений как сосудистые поражения головного мозга, инфаркт миокарда, сердечная недостаточность и др., а также и летальный исход болезни. По данным Чазова Е.И. эти гипертонии встречаются в 15%, а по данным Арабидзе Г.Г. . и соавт - в 25-30% от всех больных с повышенным АД. В настоящее время описано более 70 вариантов вторичных (симптоматических) гипертоний.

4.1.Цель. Научить диагностировать симптоматические артериальные гипертонии. В каждом конкретном случае отработать вопрос о необходимости патогенетического лечения, направленного на подавление гипертензионного синдрома независимо от его патогенеза в сочетании с радикальной этиотропной терапией.

4.2. Учебная цель.

4.2.1.Раскрыть особенности сбора анамнеза у больных с АГ.

4.2.2. Научить технике измерения артериального давления с оценкой степени тяжести.

4.2.3. Научить правильно формулировать диагнозы при различных симптоматических гипертониях.

4.2.4. Отработать навыки правильного подбора медикаментозной терапии при различных симптоматических гипертониях.

4.2.5. Разобрать признаки гипертонического криза и принципы его купирования.

4.3. Психолого – педагогическая цель.

При изучении этиопатогенеза симптоматических гипертоний необходимо обратить внимание на санитарно-просветительную работу среди населения, своевременное выявление больных и назначение им рационального лечения. В профилактике обострения этих заболеваний имеет большое значение обучение больных правильному питанию, указать на необходимость физической активности, нормализации массы тела, сна. Знание студентами этих положений позволит им в будущей практике достигнуть более тесного сотрудничества с больными и способствовать улучшению качества жизни.

5. Место проведения (учебная комната, палаты, отделение функциональной диагностики). Продолжительность изучения темы: 1 занятие - 180 минут.

6. Оснащение занятия

Больные с различными видами симптоматической гипертонии для курации.

Таблицы по теме:

· классификация симптоматических (вторичных) гипертоний

· частота различных видов симптоматической гипертонии

Набор ЭКГ больных с гипертрофией левого желудочка.

Рентгенограммы больных с вторичными артериальными гипертониями (при болезни Иценко-Кушинга, вазоренальной гипертонии, хроническом пиелонефрите, коарктации аорты).

Набор клинических и биохимических анализов крови, анализов мочи при вторичных гипертониях.

Комплект из тестов и ситуационных задач.

7. Структура содержания темы (хронокарта)

№/№ п/п

Этапы занятия

Продолжитель-

ность (в мин.)

Оснащенность

1.

Организация занятия

3 мин.

2.

Формулировка темы и цели

4 мин.

3.

Отчёт по дежурству

10 мин.

4.

Тестовый контроль

10 мин.

Приложение № 1

(тесты по теме)

5.

Определение исходного уровня подготовки к занятию (фронтальный опрос)

17 мин.

6.

Курация больного

30 мин.

7.

Перерыв

15 мин.

8.

Разбор больного с симптоматической гипертонией

50 мин.

9.

Заслушивание рефератов

20 мин.

10.

Решение ситуационных задач и выписывание рецептов

10 мин.

Приложение № 2

(задачи по теме)

11.

Перерыв

15 мин.

12.

Знакомство с ЭКГ-признаками гипертрофии миокарда левого желудочка, с рентгенографическими признаками заболеваний, сопровождающимися вторичной АГ

20 мин.

Набор ЭКГ, рентгенограмм

12.

Заключение по занятию с объявлением итоговых оценок и задания на дом

6 мин.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ (СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ)

Классификация вторичных (симптоматических) АГ:

I. Почечные симптоматические (вторичные) гипертонии

1.  Аутоиммунные аллергические заболевания почек

А. Преимущественно воспалительные:

      а) Диффузный гломерулонефрит (острый, подострый, хронический)

     б) Поражение почек при системных васкулитах и заболеваниях соединительной ткани (узелковый периартериит, СКВ, склеродермия, капилляротоксикоз)

Б. Дистрофические:

        а) Амилоидоз почек

        б) Диабетический гломерулосклероз

        в) Нефропатия беременных (первичная и вторичная)

2.  Инфекционно - интерстициальные заболевания почек (хронический пиелонефрит одно- и двухсторонний, первичный и вторичный с исходом в сморщивание)

3.  Вазоренальные гипертонии (окклюзионные поражения главных почечных артерий одно- и двухсторонние)

А. Врожденные - атрезия и гипоплазия главных почечных артерий

      Б. Приобретенные - атеросклероз, фибромускулярная дисплазия, тромбоз, эмболии, аневризмы, инфаркт почек и др.

4.  Урологические заболевания почек:

А. Врожденные -  поликистоз, подковообразная почка др.

      Б. Приобретенные - почечно-каменная болезнь, опухоли, травмы почек, туберкулез почек.

II. Эндокринные симптоматические (вторичные) гипертонии

1.  Феохромоцитома.

2.  Первичный альдостеронизм - синдром Конна.

3.  Болезнь Иценко-Кушинга.

4.  Акромегалия.

III. Центрогенные гипертонии при органических поражениях ЦНС

Опухоли, кисты, травмы, энцефалит.

IV. Гипертонии, обусловленные поражением крупных артериальных

сосудов или сердца (гемодинамические):

Коарктация аорты, атеросклероз аорты (систолическая гипертония), недостаточность аортального клапана и полная AV блокада (систолическая гипертония), склерозирующее поражение сонных и позвоночных артерий.

Похожие материалы

Информация о работе