КРАСНОЯРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра внутренних болезней № 2 и № 1
Утверждена на методической
конференции кафедр внутренних
болезней № 2 и № 1
Зав. кафедрой внутренних болезней № 2
Профессор __________ Ю.А. Терещенко
Зав. кафедрой внутренних болезней № 1
Профессор __________ В.А. Шульман
"____"_________ 2001 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
проведения практических занятий
со студентами VI курса лечебного факультета,
для преподавателей
ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА
И ЛЕЧЕНИЕ СИСТЕМНЫХ ВАСКУЛИТОВ
Составил: доцент, к.м.н.
Деревянкин Ю.С.
Красноярск – 2001 г.
1. Тема: Дифференциальная диагностика и терапия системных васкулитов (СВ).
2. Форма организации учебного процесса – практическое занятие (2 дня).
3. Значение темы. Эпидемиологические исследования последних лет показывают, что общая ежегодная заболеваемость системными васкулитами имеет тенденцию к росту. Возросла и частота вторичных васкулитов при инфекциях, вирусных гепатитах В и С, инфекционном эндокардите, что связывают с ростом наркомании, ВИЧ-инфекции, а также болезней передаваемых половым путем, что и определяет важность дифференциальной диагностики столь неоднородной по этиологии,
патогенезу и клинике группы системных васкулитов.
4. Цели обучения.
4.1. Общая цель: сформировать у студентов понимание междисциплинарности темы васкулитов.
4.2. Учебная цель.
4.2.1. Раскрыть проблему васкулитов, сделав акцент на том, что васкулиты подразделяются на первичные системные и вторичные, что усложняет процесс дифференциальной диагностики.
4.2.2. Научить мыслить системно: раскрыть основы ангиологии,
как дисциплины практической.
4.2.3. Ознакомить с интерпретацией параклинических исследований
при системных васкулитах: лабораторных, сонографических,
ангиографических и др.
4.2.4. Усвоить классификационные критерии наиболее часто диагностируемых форм васкулитов: узелкового полиартериита, геморрагического васкулита, аортоартериита Такаясу.
4.2.5. Отработать навыки пальпации и аускультации доступных сосудов, уметь измерять АД на нижних конечностях.
4.2.6. Уметь формулировать развернутый клинический диагноз.
4.3. Психолого-диагностическая цель.
Привить навыки ответственности перед пациентом как в плане диагностики, так и этико-деонтологических принципов в терапии васкулитов кортикостероидами, цитостатиками; знать побочные эффекты препаратов,
а также понятие об альтернативной терапии.
5. Место проведения: учебная комната, палаты нефрологического отделения. Продолжительность изучения темы- 2 дня.
6. Оснащение занятий:
- пациенты с системными васкулитами;
- набор лабораторных анализов;
- ангиограммы.
А. Тесты контроля знаний (Приложение 1).
Б. Ситуационные задачи (Приложение 2)
В. Вопросы для фронтального опроса (Приложение 3).
7. Структура содержания темы (хронокарта) – 2 занятия
№ п/п |
ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ |
Продолжи-тельность, мин. |
Оснащение |
ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ |
|||
1 |
Утренняя конференция |
30 |
|
2 |
Организация занятия |
3 |
|
3 |
Формулировка темы и целей |
4 |
|
4 |
Определение исходного уровня знаний и умений |
23 |
Вопросы для самоподготовки |
5 |
Перерыв |
10 |
|
6 |
Курация больных |
20 |
|
7 |
Разбор больного |
40 |
|
8 |
Перерыв |
10 |
|
9 |
Разбор больного |
45 |
|
10 |
Проверка усвоения материалов |
20 |
Тесты |
11 |
Оценка занятия |
3 |
|
12 |
Задание на дом |
2 |
|
ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ |
|||
1 |
Клиническая конференция |
30 |
|
2 |
Организация занятия |
3 |
|
3 |
Формулировка темы и целей |
4 |
|
4 |
Определение усвоения материала |
18 |
Тесты |
5 |
Перерыв |
10 |
|
6 |
Курация больных |
15 |
|
7 |
Разбор больного |
45 |
|
8 |
Перерыв |
10 |
|
9 |
Интерпретация аортоангиограмм |
30 |
Набор аортоангиограмм |
10 |
Решение и оценка ситуационных задач и занятия |
40 |
Набор ситуационных задач |
11 |
Задание на дом |
5 |
8. Основные положения темы (содержание)
Системные васкулиты – неоднородная группа заболеваний, интегрирующим
признаком которых является повреждение сосудов разного калибра (воспаление и некроз) с последующим вовлечением в патологический процесс органов и тканей.
Системные васкулиты подразделяются на первичные и вторичные. Вторичные васкулиты неоднородны по этиологии:
1. Инфекционной:
- бактериальной (сепсис, инфекционный эндокардит и др.);
- вирусной – гепатит В и С и др.;
- риккетсиозной.
2. Лекарственная болезнь.
3. Системные заболевания соединительной ткани.
4. Паразитарные болезни.
5. Опухолевая природа – паранеопластические васкулиты (васкулопатии).
Существует много классификаций первичных системных васкулитов, но суть
подхода – морфологический принцип, т.е. калибр пораженных сосудов.
В клинической практике адаптируется международная классификация первичных васкулитов, принятая в Чапел-Хилл (США) в 1994 г. – Чапел-Хилл Консенсус
(табл. 1). В продолжение сказанного приводится классификация васкулитов
с учетом их первичного и вторичного генеза (табл. 2).
Таблица 1
(Чапел-Хилл консенсус, 1994)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.