Дифференциальная диагностика и лечение системных васкулитов: Методическая разработка для проведения практических занятий (для преподавателя)

Страницы работы

22 страницы (Word-файл)

Содержание работы

КРАСНОЯРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра внутренних болезней № 2 и № 1

      Утверждена на методической

      конференции кафедр внутренних

      болезней № 2 и № 1

      Зав. кафедрой внутренних болезней № 2

      Профессор __________ Ю.А. Терещенко

      Зав. кафедрой внутренних болезней № 1

      Профессор __________ В.А. Шульман

      "____"_________ 2001 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

проведения практических занятий

со студентами VI курса лечебного факультета,

для преподавателей

ТЕМА:      ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

И ЛЕЧЕНИЕ СИСТЕМНЫХ ВАСКУЛИТОВ

                                             Составил:     доцент, к.м.н.

                                                                   Деревянкин Ю.С.

Красноярск – 2001 г.

1.  Тема: Дифференциальная диагностика и терапия системных васкулитов (СВ).

2.  Форма организации учебного процесса – практическое занятие (2 дня).

3.  Значение темы. Эпидемиологические исследования последних лет показывают, что общая ежегодная заболеваемость системными васкулитами имеет тенденцию к росту. Возросла и частота вторичных васкулитов при инфекциях, вирусных гепатитах В и С, инфекционном эндокардите, что связывают с ростом наркомании, ВИЧ-инфекции, а также болезней передаваемых половым путем, что и определяет важность дифференциальной диагностики столь неоднородной по этиологии,

     патогенезу и клинике группы системных васкулитов.

4.  Цели обучения.

4.1.  Общая цель: сформировать у студентов понимание          междисциплинарности темы васкулитов.

4.2.  Учебная цель.

4.2.1.  Раскрыть проблему васкулитов, сделав акцент на том, что васкулиты подразделяются на первичные системные и вторичные, что усложняет процесс дифференциальной диагностики.

4.2.2.  Научить мыслить системно: раскрыть основы ангиологии,

           как дисциплины практической.

4.2.3.  Ознакомить с интерпретацией параклинических исследований

           при системных васкулитах: лабораторных, сонографических,           

           ангиографических и др.

4.2.4.  Усвоить классификационные критерии наиболее часто диагностируемых форм васкулитов: узелкового полиартериита, геморрагического васкулита, аортоартериита Такаясу.

4.2.5.  Отработать навыки пальпации и аускультации доступных сосудов, уметь измерять АД на нижних конечностях.

4.2.6.  Уметь формулировать развернутый клинический диагноз.

4.3.  Психолого-диагностическая цель.

Привить навыки ответственности перед пациентом как в плане диагностики, так и этико-деонтологических принципов в терапии васкулитов кортикостероидами, цитостатиками; знать побочные эффекты препаратов,

а также понятие об альтернативной терапии.

5.  Место проведения: учебная комната, палаты нефрологического отделения. Продолжительность изучения темы- 2 дня.

6.  Оснащение занятий:

-  пациенты с системными васкулитами;

-  набор лабораторных анализов;

-  ангиограммы.

А. Тесты контроля знаний (Приложение 1).

Б. Ситуационные задачи (Приложение 2)

В. Вопросы для фронтального опроса (Приложение 3).

7.  Структура содержания темы (хронокарта) – 2 занятия

п/п

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ

Продолжи-тельность,

мин.

Оснащение

ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ

1

Утренняя конференция

30

2

Организация занятия

3

3

Формулировка темы и целей

4

4

Определение исходного уровня знаний

и умений

23

Вопросы для самоподготовки

5

Перерыв

10

6

Курация больных

20

7

Разбор больного

40

8

Перерыв

10

9

Разбор больного

45

10

Проверка усвоения материалов

20

Тесты

11

Оценка занятия

3

12

Задание на дом

2

ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ

1

Клиническая конференция

30

2

Организация занятия

3

3

Формулировка темы и целей

4

4

Определение усвоения материала

18

Тесты

5

Перерыв

10

6

Курация больных

15

7

Разбор больного

45

8

Перерыв

10

9

Интерпретация аортоангиограмм

30

Набор аортоангиограмм

10

Решение и оценка ситуационных задач

и занятия

40

Набор ситуационных задач

11

Задание на дом

5

8.  Основные положения темы (содержание)

Системные васкулиты – неоднородная группа заболеваний, интегрирующим

признаком которых является повреждение сосудов разного калибра (воспаление и некроз) с последующим вовлечением в патологический процесс органов и тканей.

            Системные васкулиты подразделяются на первичные и вторичные. Вторичные васкулиты неоднородны по этиологии:

1.  Инфекционной:

-  бактериальной (сепсис, инфекционный эндокардит и др.);

-  вирусной – гепатит В и С и др.;

-  риккетсиозной.

2.  Лекарственная болезнь.

3.  Системные заболевания соединительной ткани.

4.  Паразитарные болезни.

5.  Опухолевая природа – паранеопластические васкулиты (васкулопатии).

Существует много классификаций первичных системных васкулитов, но суть

подхода – морфологический принцип, т.е. калибр пораженных сосудов.

В клинической практике адаптируется международная классификация первичных васкулитов, принятая в Чапел-Хилл (США) в 1994 г. – Чапел-Хилл Консенсус

(табл. 1). В продолжение сказанного приводится классификация васкулитов

с  учетом их первичного и вторичного генеза (табл. 2).

                                                                                                                                    Таблица 1

ПЕРВИЧНЫЕ СИСТЕМНЫЕ ВАСКУЛИТЫ

(Чапел-Хилл консенсус, 1994)

Похожие материалы

Информация о работе