Структуры АПДО, работающие с кадрами. Анализ кадровой ситуации, страница 9

5.4.3. Неденежные мотивационные факторы.

Параллельно с работами по созданию системы денежных мотиваций необходимо вести разработку системы неденежных мотиваций, которые могут являться мощным резервом руководства в деле управления персоналом. В первую очередь речь идет об удовлетворении работника своим трудом. Как показывают исследования, проведенные специалистами по проблемам управления персоналом, рабочие, полностью удовлетворенные своим трудом, в меньшей степени обращают свое внимание на денежную часть мотивации. Последнее обстоятельство позволяет уменьшить финансовую нагрузку на предприятие, особенно в условиях жесткой конкуренции, что в недалекой перспективе ожидает и “Гомельдрев”. Удовлетворение работника своим трудом наступает при выполнении следующих условий:

1.Выполняемая работа интересна для работника и ему очевидна ее важность и необходимость.

2.Администрация обеспечивает для работника возможность содержать свое рабочее место в чистоте, создает условия работы с низким уровнем шума, хорошей освещенностью, без сквозняков и с защитой от климатических воздействий.

3.Работник не должен испытывать на себе давление администрации, но должен всегда ощущать внимание  к своей персоне.

4.Работник должен иметь гарантию участия в принятии решений, касающихся его лично и его работы.

5.Работник должен быть постоянно загружен работой, администрация должна способствовать поддержанию  его отношений с коллегами и с другими  людьми на уровне дружеских в пределах своей сферы влияния.

6.Работнику должны быть обеспечены гарантии бытового и медицинского обслуживания.

Наиболее трудным является выполнение первого условия, так как с ним связана организация труда, что лежит в пределах компетенции сразу нескольких совершенно разнородных служб. Поэтому  концентрация диспетчерских функций по реализации этого условия в руках ООТиЗ, что в несколько другом содержательном аспекте  было сделано давно, является особенно оправданным и сегодня. Выполнение остальных условий лежит в первую очередь на конкретных должностных лицах, обеспечивающих функционирование конкретных операционных систем. За соответствующими службами работы с персоналом остается методическая и надзорная функции.

В этом свете особенно важным и ясным становится необходимость сосредоточения работы с персоналом в едином подразделении под общим руководством ООТиЗ и в тесном взаимодействии со всеми подразделениями ОАО.

5.5. ОРГАНИЗАЦИЯ  ПЛАНИРОВАНИЯ  КАДРОВ В  УВЯЗКЕ

С СИСТЕМОЙ ОПЛАТЫ ТРУДА

Как было уже отмечено,  чем меньше  административное  вмешательство в деятельность предприятия, чем больше экономическая самостоятельность предприятия,  тем жестче требования  к  кадровому составу АПДО.  Чтобы побеждать в конкурентной борьбе, нужно не только владеть информацией на текущий момент, но и прогнозировать развитие на длительное время вперед. Одним из наиважнейших звеньев в системе планирования становится кадровое планирование,  так как в конечном счете квалифицированность,  способность к высокопроизводительному и эффективному труду персонала предопределяет жизнеспособность предприятия. В условиях жесткой конкуренции при необходимости быстрого реагирования на изменения рыночной ситуации перед ОАО встанет проблема обеспечения  более квалифицированными кадрами.

Для того,  чтобы на более раннем этапе отслеживать изменения в профессионально- квалификационной структуре кадров, планировать кадровые издержки (а в рыночных условиях  это  придется  делать), определять качественные и количественные характеристики кадров на перспективу в соответствии со стратегическими целями  ОАО,  и нужно кадровое планирование. Система кадрового планирования призвана не только минимизировать кадровые издержки, но и оказать немалое влияние на повышение эффективности труда,  выявить на данной стадии многие социальные проблемы, организовать внутренний  рынок труда в АПДО.