5.Подбор персонала
Подбор персонала - процесс формирования кадрового состава организации путем закрытия вакансий (свободных рабочих мест), найма персонала.
Набор персонала − массовое привлечение кадров в организацию.
Отбор персонала − выделение одного или нескольких кандидатов на вакантную должность среди общего числа претендентов.
Причины возникновения вакансий:
- расширение компании, рост производства, развитие бизнеса и технологий;
- текучесть кадров, увольнение: а) по инициативе работодателя: в связи с некомпетентностью, нарушением дисциплины; б) по инициативе работника: по собственному желанию; в) в результате сложившихся обстоятельств (причин): ухудшение здоровья (биологические), выход на пенсию (социальные), призыв на военную службу (государственные), семейные проблемы (личные)
Пункты резюме:
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Дата рождения.
3. Связь: телефоны, электронная почта.
4. Цель, позиция, на которую претендует соискатель.
5. Образование: годы, учебное заведение, специальность.
6. Дополнительное образование: курсы, семинары, тренинги.
7. Опыт работы: время, место работы, должность, основные функциональные обязанности, причина увольнения.
8. Дополнительная информация: знание иностранного языка, навыки ПК-пользователя, водительское удостоверение, навыки пользования офисной техникой, скорость печати, авторские работы, наличие загранпаспорта и т.д.
9. Личностная характеристика: коммуникабельность, организаторские способности, ответственность, мобильность, самосовершенствование.
10. Увлечения и хобби.
Схема убеждения, применимая к резюме и трудоустройству:
В – внимание – необычность представления резюме, обращение к руководителю по имени, сопроводительное письмо, фотография в резюме, звонок.
И – интерес – польза от предложения, обоснование возможной выгоды для работодателя, аргументация взаимовыгодности сотрудничества. Возможности кандидата = потребности работодателя. Информация о потребностях: Интернет, статьи в газетах и журналах о компании, внешний осмотр офиса, наблюдение за КК и коммуникациями, разговор с рядовыми сотрудниками, фиксация вопросов работодателя: то, о чем спрашивают и есть самое важное!
Ж – желание – достижимость цели, реальная доступность использования умений и навыков кандидата в компании работодателя, обсуждение условий найма (назвать реальную зарплату). Привести конкретные примеры своих умений, суметь подать себя с учетом нужд работодателя, снять опасения.
Д – действие – связь, личные координаты соискателя: телефон, электронная почта, возможность приступить к работе к определенному сроку.
Этапы формирования трудовых ресурсов:
1. Кадровое планирование, определение потребности в персонале.
2. Анализ работы и деятельности сотрудника, описание должности.
3. Формулирование критериев и определение методов отбора персонала.
4. Определение источника найма, каналов привлечения кандидатов.
5. Рекламирование должности, маркетинг персонала (обеспечение спроса на рабочие места в компании, внешний PR, забота об имидже компании).
6. Создание базы данных претендентов, управление потоком резюме.
7. Оценка кандидатов, отбор, определение финалистов конкурса.
8. Принятие решения о приеме на работу и предложение должности.
9. Документальное оформление приема на работу.
10. Введение в должность, адаптация сотрудника.
11. Анализ испытательного срока нового работника, итоговое решение.
Формально подбор персонала заканчивается оформлением приема на работу, реально - успешным прохождением испытательного срока новичком.
Факторы, влияющие на планирование потребности в персонале:
Внешние факторы (по отношению к организации):
§ законодательная деятельность государства, внутренняя и внешняя экономическая политика, налоговые льготы;
§ общее состояние и изменение структуры рынка продукции и услуг, экономические кризисы;
§ ситуация и наличие конкуренции на рынке труда, структурный и профессиональный состав свободной рабочей силы;
§ деятельность и нормативные ограничения профобъединений;
§ научные исследования и разработки.
Внутренние факторы (по отношению к организации):
§ состояние самого бизнеса, стратегия фирмы;
§ предполагаемая организационная структура, штатное расписание, изменения в структуре персонала;
§ планы и перспективы развития компании, новые проекты, изменение технологий, уровня оснащенности и автоматизации производства;
§ текучесть кадров, естественная убыль персонала;
§ условия труда, сложность и трудоемкость, режим работы организации;
§ система управления и организации труда, оценка загруженности работающих сотрудников, стиль руководства.
Планирование персонала предполагает ответы на вопросы:
– возможно ли оптимизировать деятельность имеющегося персонала и обойтись без подбора, как лучше использовать и развивать персонал;
– количество необходимых работников по каждому подразделению;
– их квалификация, требования к кандидатам;
– сроки подбора: оптимальный и допустимый;
– как привлечь нужный и сократить лишний персонал;
– кто будет принимать итоговое решение по кандидатам (ЛПР);
– каким образом будет проходить обучение новичка;
– каковы окажутся затраты на подбор персонала.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.