Подбор персонала. Причины возникновения вакансий. Составление резюме. Схема убеждения, применимая к резюме и трудоустройству, страница 2

Анализ работы (анализ деятельности) - описание должности или рабочего места (ОРМ, job description): изложение сути рабочего процесса; физические, психологические, профтребования к персоналу; условия занятости.                                       

    Методы описания рабочего места, создания классификации работ, ДИ:

1).  Метод “черного ящика”: от анализа бизнес-процессов, свежий взгляд на вход (условия рынка, ресурсы) и выход (продукция, услуги) из ящика-организации, определение бизнес-функций, моделирование оргструктуры, проекция функций на должности, закрепление должностей за сотрудниками.

2).  Метод “белого ящика”: от существующей структуры, формальный учет и фиксация существующей системы, сохранение положительного опыта:

–  Наблюдение за работником и регистрация выполняемых им действий.

–  Сбор информации о выполняемых задачах путем собеседования с работником или его непосредственным начальником.

–  Заполнение работником анкеты, письменный опрос относительно содержания и требований к работе.

Документы, которые составляются на основе анализа работы:

§  Классификация работ (orgware) - документ, который определяет категории, ранги или классы должностей, существующих на предприятии:

- руководитель: принимает решения;                  Подход со стороны системы.

- специалист: готовит информацию для принятия решения;

- технический исполнитель: механически выполняет решение.

§  Должностная инструкция - организационно-правовой документ, который точно определяет цель, функциональные обязанности, права и ответственность сотрудника при осуществлении им служебной деятельности согласно занимаемой должности. ДИ создается с целью упрощения процедур:

- оценки и отбора кандидатов на вакантные должности;

- введения в должность и адаптации новых сотрудников;

- регламентации работы (целеполагание, распределение обязанностей, делегирование полномочий, разграничение зон ответственности сотрудников);

- оценки работников предприятия и контроля результатов деятельности;

- создания системы стимулирования.             Подход со стороны должности.

§  Психограмма (спецификация работника) - документ, который определяет профессионально важные качества сотрудника на данной должности и требования, предъявляемые деятельностью к исполнителю:

- биографические данные (возраст, семейное положение и обстоятельства);

- физиологические требования (пол, здоровье, внешность, темперамент);

-профессиональные требования (знания, умения, навыки, интеллект);

-психологические требования (личностные качества, характерологические особенности, способности, интересы).                Подход со стороны человека.

§  Заявка на подбор сотрудника - документ, который определяет список формальных требований и выделяет приоритетные требования к кандидатам, формулирует критерии отбора персонала с учетом ОРМ. Заявку составляют начальники отделов, на ее основе определяются источники найма, методы оценки персонала.                Подход со стороны итоговых критериев отбора.


Разделы должностной инструкции:

1.  Общие положения:

-название отдела, наименование должности (согласовать с классификатором);

-категория должности (руководитель, специалист, технический исполнитель);

-основная цель деятельности (стратегия, определяется директором);

-квалификационные требования (образование, опыт, специальные навыки);

-перечень документов и нормативно-правовых актов, ктр. должен знать сотр.;

-порядок назначения и освобождения от должности (ЛПР и условия);

-порядок замещения должности (на случай болезни, отпуска);

-подчинение и подчиненность (место должности в структуре организации);

-взаимодействие, проф. контакты, социальные связи (внутренние и внешние);

-условия работы (вредность, ТБ, оснащенность, рабочее место и время).

2.  Функции (участок или предмет работы, направления деятельности).

3.  Должностные обязанности (виды работ, конкретные операции).

4.  Права (на доступ к ресурсам), полномочия (для принятия решений).