Анализ работы (анализ деятельности) - описание должности или рабочего места (ОРМ, job description): изложение сути рабочего процесса; физические, психологические, профтребования к персоналу; условия занятости.
Методы описания рабочего места, создания классификации работ, ДИ:
1). Метод “черного ящика”: от анализа бизнес-процессов, свежий взгляд на вход (условия рынка, ресурсы) и выход (продукция, услуги) из ящика-организации, определение бизнес-функций, моделирование оргструктуры, проекция функций на должности, закрепление должностей за сотрудниками.
2). Метод “белого ящика”: от существующей структуры, формальный учет и фиксация существующей системы, сохранение положительного опыта:
– Наблюдение за работником и регистрация выполняемых им действий.
– Сбор информации о выполняемых задачах путем собеседования с работником или его непосредственным начальником.
– Заполнение работником анкеты, письменный опрос относительно содержания и требований к работе.
Документы, которые составляются на основе анализа работы:
§ Классификация работ (orgware) - документ, который определяет категории, ранги или классы должностей, существующих на предприятии:
- руководитель: принимает решения; Подход со стороны системы.
- специалист: готовит информацию для принятия решения;
- технический исполнитель: механически выполняет решение.
§ Должностная инструкция - организационно-правовой документ, который точно определяет цель, функциональные обязанности, права и ответственность сотрудника при осуществлении им служебной деятельности согласно занимаемой должности. ДИ создается с целью упрощения процедур:
- оценки и отбора кандидатов на вакантные должности;
- введения в должность и адаптации новых сотрудников;
- регламентации работы (целеполагание, распределение обязанностей, делегирование полномочий, разграничение зон ответственности сотрудников);
- оценки работников предприятия и контроля результатов деятельности;
- создания системы стимулирования. Подход со стороны должности.
§ Психограмма (спецификация работника) - документ, который определяет профессионально важные качества сотрудника на данной должности и требования, предъявляемые деятельностью к исполнителю:
- биографические данные (возраст, семейное положение и обстоятельства);
- физиологические требования (пол, здоровье, внешность, темперамент);
-профессиональные требования (знания, умения, навыки, интеллект);
-психологические требования (личностные качества, характерологические особенности, способности, интересы). Подход со стороны человека.
§ Заявка на подбор сотрудника - документ, который определяет список формальных требований и выделяет приоритетные требования к кандидатам, формулирует критерии отбора персонала с учетом ОРМ. Заявку составляют начальники отделов, на ее основе определяются источники найма, методы оценки персонала. Подход со стороны итоговых критериев отбора.
Разделы должностной инструкции:
1. Общие положения:
-название отдела, наименование должности (согласовать с классификатором);
-категория должности (руководитель, специалист, технический исполнитель);
-основная цель деятельности (стратегия, определяется директором);
-квалификационные требования (образование, опыт, специальные навыки);
-перечень документов и нормативно-правовых актов, ктр. должен знать сотр.;
-порядок назначения и освобождения от должности (ЛПР и условия);
-порядок замещения должности (на случай болезни, отпуска);
-подчинение и подчиненность (место должности в структуре организации);
-взаимодействие, проф. контакты, социальные связи (внутренние и внешние);
-условия работы (вредность, ТБ, оснащенность, рабочее место и время).
2. Функции (участок или предмет работы, направления деятельности).
3. Должностные обязанности (виды работ, конкретные операции).
4. Права (на доступ к ресурсам), полномочия (для принятия решений).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.