Мотивация и стимулирование персонала. Упрощенная модель мотивации через потребность. Первоначальные (классические) теории мотивации

Страницы работы

Содержание работы

7.Мотивация и стимулирование персонала

Мотивация – динамический процесс внутреннего, психологического управления поведением; стремление человека удовлетворить свои потребности посредством определенной деятельности.

Потребность - проявление объективной необходимости для человека определенных благ, предметов или форм поведения; осознанный недостаток, нехватка, отсутствие чего-либо важного для человека.

Мотив - преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение потребностей этой личности.

Упрощенная модель мотивации через потребность:

Побуждения

(мотивы)

 

Поведение

(действия)

 

Потребности

 

Цель

 



Стимул - внешнее обстоятельство, воздействующее на поведение человека; некоторые блага (предметы, ценности), способные удовлетворить потребность при осуществлении определенных действий (поведение).

Стимулы - это инструменты, вызывающие действие определенных мотивов. Мотив характеризует стремление работника получить определенные блага, стимул - сами эти блага.

Стимулирование труда − способ вознаграждения работников за участие в производстве, основанный на сопоставлении эффективности труда и требований технологии производства; предполагает целенаправленное применение стимулов по отношению к сотрудникам.

Мотивация персонала -побуждение, а стимулирование персонала -принуждение сотрудников к деятельности, к выполнению определенных задач, направленных на достижение целей предприятия.

Мотивация сотрудников:

§  Деньги, большая зарплата.

§  Карьерный рост.

§  Статус, признание личных достижений, авторитет.

§  Обучение, приобретение нового опыта.

§  Творческая работа, возможность проявить инициативу, решить новую задачу.

§  Стабильность компании, надежность выплат, наличие соцпакета.

§  Хорошие отношения в коллективе.

§  Комфортные условия труда.


Теории мотивации:

I. Первоначальные (классические) теории мотивации: описывают людей с различными типами мотивации, основаны на различном отношении человека к труду.

1.Теория мотивации “XYZ”:

1).  “Теория X, базирующаяся на системе научного управления Фредерика Уинслоу Тейлора, описывает среднего человека, как существо с преобладающими биологическими потребностями, ленивого, старающегося избегать работы и ответственности. Его надо принуждать к работе, стимулировать заработной платой, связанной с производительностью труда, контролировать результат.

2).  “Теория Y, сформулированная Дугласом МакГрегором, говорит о том, что в мотивах людей преобладают социальные потребности и желание добросовестно работать, а физические и эмоциональные усилия на работе так же естественны для человека, как игра или отдых. Обычный человек готов и стремится брать на себя ответственность, внешний контроль и угроза наказания не являются стимулами.

3).  “Теория Z, разработанная Уильямом Оучи, подразумевает, что в мотивах людей сочетаются социальные и биологические потребности, и люди предпочитают работать в группе, ориентируясь на групповые ценности и нормы. Администрация должна проявлять постоянную заботу о работнике, применяя неформальный контроль со стороны коллектива за результатами труда и психологическим климатом организации.

II. Содержательные теории мотивации: анализируют структуру внутренних побуждений, потребностей, мотивов личности и их проявление.

2.Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу:

Пирамида потребностей: мотивирующее воздействие потребностей происходит лишь при движении снизу вверх, при переходе от низшей потребности к высшей в иерархической структуре.

Уровень

Потребности

Методы стимулирования

5

В самоактуализации

карьерный рост, кадровый резерв,

обучение за счет компании

4

В уважении и признании

признание заслуг, авторитет,

благодарности во всех формах

3

В принадлежности и любви

благоприятный психологический климат, командный стиль работы

2

В безопасности

стабильность компании, соблюдение ТБ, социальные гарантии

1

Физиологические

зарплата, комфортные условия труда (обед, отдых, тепло, сухо)

Вывод: Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры; после того, как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается.


3.Теория потребностей Клейтона Альдерфера “ERG”:

Классы потребностей: мотивирующее воздействие потребностей происходит при движении как снизу вверх (прогрессивное восхождение), так и сверху вниз (регрессивный процесс) в иерархической структуре.

1). Потребности существования (Existence): физиологические потребности и потребность в безопасности.

2). Социальные потребности (Relatedness): потребности в общении, групповой принадлежности, признании и уважении.

Похожие материалы

Информация о работе