7.Мотивация и стимулирование персонала
Мотивация – динамический процесс внутреннего, психологического управления поведением; стремление человека удовлетворить свои потребности посредством определенной деятельности.
Потребность - проявление объективной необходимости для человека определенных благ, предметов или форм поведения; осознанный недостаток, нехватка, отсутствие чего-либо важного для человека.
Мотив - преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение потребностей этой личности.
Упрощенная модель мотивации через потребность:
|
|
||||||
|
|
||||||
Стимул - внешнее обстоятельство, воздействующее на поведение человека; некоторые блага (предметы, ценности), способные удовлетворить потребность при осуществлении определенных действий (поведение).
Стимулы - это инструменты, вызывающие действие определенных мотивов. Мотив характеризует стремление работника получить определенные блага, стимул - сами эти блага.
Стимулирование труда − способ вознаграждения работников за участие в производстве, основанный на сопоставлении эффективности труда и требований технологии производства; предполагает целенаправленное применение стимулов по отношению к сотрудникам.
Мотивация персонала -побуждение, а стимулирование персонала -принуждение сотрудников к деятельности, к выполнению определенных задач, направленных на достижение целей предприятия.
Мотивация сотрудников:
§ Деньги, большая зарплата.
§ Карьерный рост.
§ Статус, признание личных достижений, авторитет.
§ Обучение, приобретение нового опыта.
§ Творческая работа, возможность проявить инициативу, решить новую задачу.
§ Стабильность компании, надежность выплат, наличие соцпакета.
§ Хорошие отношения в коллективе.
§ Комфортные условия труда.
Теории мотивации:
I. Первоначальные (классические) теории мотивации: описывают людей с различными типами мотивации, основаны на различном отношении человека к труду.
1.Теория мотивации “XYZ”:
1). “Теория X”, базирующаяся на системе научного управления Фредерика Уинслоу Тейлора, описывает среднего человека, как существо с преобладающими биологическими потребностями, ленивого, старающегося избегать работы и ответственности. Его надо принуждать к работе, стимулировать заработной платой, связанной с производительностью труда, контролировать результат.
2). “Теория Y”, сформулированная Дугласом МакГрегором, говорит о том, что в мотивах людей преобладают социальные потребности и желание добросовестно работать, а физические и эмоциональные усилия на работе так же естественны для человека, как игра или отдых. Обычный человек готов и стремится брать на себя ответственность, внешний контроль и угроза наказания не являются стимулами.
3). “Теория Z”, разработанная Уильямом Оучи, подразумевает, что в мотивах людей сочетаются социальные и биологические потребности, и люди предпочитают работать в группе, ориентируясь на групповые ценности и нормы. Администрация должна проявлять постоянную заботу о работнике, применяя неформальный контроль со стороны коллектива за результатами труда и психологическим климатом организации.
II. Содержательные теории мотивации: анализируют структуру внутренних побуждений, потребностей, мотивов личности и их проявление.
2.Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу:
Пирамида потребностей: мотивирующее воздействие потребностей происходит лишь при движении снизу вверх, при переходе от низшей потребности к высшей в иерархической структуре.
Уровень |
Потребности |
Методы стимулирования |
5 |
В самоактуализации |
карьерный рост, кадровый резерв, обучение за счет компании |
4 |
В уважении и признании |
признание заслуг, авторитет, благодарности во всех формах |
3 |
В принадлежности и любви |
благоприятный психологический климат, командный стиль работы |
2 |
В безопасности |
стабильность компании, соблюдение ТБ, социальные гарантии |
1 |
Физиологические |
зарплата, комфортные условия труда (обед, отдых, тепло, сухо) |
Вывод: Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры; после того, как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается.
3.Теория потребностей Клейтона Альдерфера “ERG”:
Классы потребностей: мотивирующее воздействие потребностей происходит при движении как снизу вверх (прогрессивное восхождение), так и сверху вниз (регрессивный процесс) в иерархической структуре.
1). Потребности существования (Existence): физиологические потребности и потребность в безопасности.
2). Социальные потребности (Relatedness): потребности в общении, групповой принадлежности, признании и уважении.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.