Мотивация и стимулирование персонала. Упрощенная модель мотивации через потребность. Первоначальные (классические) теории мотивации, страница 6

в)для неопытного начальника отдела может быть меньше, чем для опытного рядового сотрудника;

г)для начальника вспомогательного отдела может быть меньше, чем для рядового сотрудника основного подразделения.

Система “Кафетерий” или “Шведский стол”: метод расчета переменной (дополнительной) части вознаграждения как гибкий подход к зарплате и соцпакету. Коэффициент ценности сотрудника:

Ц = f(сложность выполняемой работы, стаж, показатель последней аттестации, результативность, количество внедренных новаций и предложений, количество замечаний и опозданий).

Вознаграждение сотрудника = 1 единица х Ц сотрудника.

При этом сотрудник сам выбирает ценное для себя вознаграждение (деньги, путевка, страховка, оплата проезда, квартиры, посещения спортклуба и т.д.), пропорциональное собственному коэффициенту ценности.

Типы систем стимулирования персонала:

1.  Американский: базируется на оценке содержания работы и соответствия индивидуальных результатов сотрудника требованиям, которые выдвигает должность. З/п зависит от личных достижений и специфики работы.

2.  Японский: строится на анализе анкетных данных работника, его “производственной зрелости” в соответствии с системой пожизненного найма. З/п зависит от возраста и стажа работы в компании.

3.  Западноевропейский: является промежуточным между А и Я.

Виды дополнительных выплат:

§  Надбавка – фиксированная выплата как поощрение за качественную работу, квалификацию или стаж, постоянна на некоторый период; определяется руководством, (как правило, субъективно).

§  Процент – вознаграждение, определяемое как часть от значимого показателя деятельности сотрудника, (% от продаж или привлеченных кредитов). Верхних ограничений не существует; можно рассчитать математически.

§  Бонус – вознаграждение, выплачиваемое по результатам выполнения работы; представляет собой фиксированную ставку для некоторого диапазона результатов в соответствии с заранее разработанной шкалой. Существует предельный размер бонуса, а также личные и командные бонусы.

§  Премия – вознаграждение, которое выплачивается единовременно (раз в месяц, квартал, год), по факту достижения определенных результатов деятельности, значимых для организации (за эффективность, стаж, целевая).

§  Тантьема – вознаграждение представителей высшего управленческого звена, которое выплачивается за вклад руководителя на стратегическом (принципиальном) уровне в существенное улучшение общих финансово-хозяйственных и корпоративно-командных показателей.

§  Долевое участие в прибыли – получение дивидендов от акций фирмы.

        Технология беседы с сотрудником, недовольным уровнем зарплаты:

1)  На недовольство: У меня маленькая зарплата, я  мало получаю…

имеет смысл спросить: Мало  по сравнению с чем?” Далее работать по схеме.

− при сравнении своей зарплаты с зарплатой аналогичного сотрудника из другой фирмы спросить: Как думаешь, что делает другая фирма, чтобы получать больше? Может быть, больше и лучше работает?

− при сравнении своей зарплаты с зарплатой сотрудника нашей компании на аналогичной должности надо сравнить функциональные поля: Действительно ли другой сотрудник выполняет аналогичные функции или больше?

− при сравнении своей зарплаты с зарплатой сотрудника нашей компании на другой должности имеет смысл сравнить ценность труда разных профессий и затраты: Ты бы стала за эту зарплату работать поваром?

− сравнение своей зарплаты с зарплатой сотрудника другой фирмы, занимающегося другой работой, неконструктивно!

2)  Перевести в позитив настроение сотрудника, снизить накал эмоций.

Вместо пассивной позиции: У меня маленькая зарплата, дайте больше! прийти к активной позиции: Хочу получать больше и готов работать!

3)  Определиться с конкретной цифрой: Сколько хочешь получать?

4)  Попросить обосновать повышение.

5)  Сформулировать конкретный объем увеличения работы, который будет выполняться вместе с повышением зарплаты. Зарплата должна расти вместе с ответственностью (пропорционально).

6)  Своими вопросами подвести сотрудника к решению: хочет он повышения зарплаты вместе с увеличением объема работ?