Мотивация и стимулирование персонала. Упрощенная модель мотивации через потребность. Первоначальные (классические) теории мотивации, страница 3

4)Максимально позитивное мотивационное воздействие достигается с помощью мотиваторов при  наличии факторов гигиены.


III. Процессуальные теории мотивации: выходят за рамки отдельного индивида и изучают влияние на мотивацию различных факторов среды.

6.Теория усиления мотивации Берреса Фредерика Скиннера:

Это – теория оперантного научения: операнты – управляемые типы поведения, которые усиливаются или ослабляются в зависимости от событий, следующих за ним. Оперантами управляют путем поощрений/наказаний.

Отражение зависимости мотивации человека от его прошлого опыта: поведение людей обусловлено последствиями их действий в подобной ситуации в прошлом. Схема:

Стимулы → Поведение → Последствия → Будущее поведение

Наличие стимулов вызывает определенное поведение человека. Если последствия поведения положительны, то в будущем работник будет вести себя в подобной ситуации аналогичным образом, т.е. его поведение повторится. Если последствия поведения отрицательны, то в дальнейшем работник либо не будет реагировать на подобные стимулы, либо изменит характер своего поведения. Неоднократные повторения одних и тех же результатов приводят к формированию у человека определенной поведенческой установки.

Выводы:          

1)Правило розетки: за нарушения наказывать адекватно провинности и в соответствии с разработанными правилами, едиными для всех сотрудников (розетка не говорит: “Я устала, не в настроении наказывать, и вообще, лично мне этот шалопай очень нравится, не хочу бить его током!”).

2)Необходимо объяснять людям, что они делают неправильно, и что они должны сделать, чтобы получить поощрение.

3)Сотрудники извлекают уроки из имеющегося у них опыта и стараются брать такие задания, выполнение которых ранее давало позитивные результаты, и, напротив, избегать тех заданий, выполнение которых повлекло за собой негативные последствия.

7.Теория подкрепления В.Синклера:

Подкрепление – событие, увеличивающее или поддерживающее силу отклика человека на определенный вид стимулирования.

Виды подкрепления:

Положительное подкрепление: награда за успех; поощряются действия, имеющие позитивную направленность.

Отрицательное подкрепление: награда за отсутствие неудач; поощряется отсутствие действий с негативной направленностью (напр., прогулы).

Гашение: отсутствие реакции, игнорирование; при отсутствии отрицательного/положительного подкрепления действия они сами собой затухают.

Наказание: лишение за неуспех; прямое воздействие на человека, направленное на пресечение негативных действий, недопущения их в будущем.

Положительное и отрицательное подкрепление одинаковы по сути, но формулировка разная (+ -); наиболее эффективно положительное подкрепление.

Вывод: Модификация поведения человека осуществляется путем подкрепления определенного поведения.

8.Теория трудовой мотивации Джона Уильяма Аткинсона:

Стабильные мотивы личности:

МУ - мотив достижения успеха и МН - мотив избегания неудачи.

Мотивация человека, сила стремления к достижению поставленной цели:

М = МУ х ВУ х ЦУ,

где МУ отражает личностные качества, а ВУи ЦУ являются ситуативными переменными:

ВУ - субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха (поставленной цели), а ЦУ - ценность, личностная значимость достижения цели для конкретного человека, привлекательность успеха.

ЦУ = 1 -ВУ, т.е. чем выше вероятность успеха, тем ниже его привлекательность.

Мотивация М max при ВУ = ЦУ= 0,5, т.к. в этом случае

ВУ х ЦУ max.

Любая ситуация активизирует одновременно мотивы успеха и избегания неудач, при этом:

ВУ + ВН = 1, т.к. если ВУ = 1, то ВН = 0, и наоборот.

Вывод: Поведение работника - есть результат взаимодействия индивидуальных качеств личности и ситуации, (точнее – восприятия этой ситуации самим человеком).

9.Теория ожиданий Виктора Врума:

Мотивация - процесс управления выбором между альтернативными формами поведения. Мотивация зависит от следующих переменных (VIE):

В (Valence)- валентность, изменяется [от -1 до +1]: вознаграждение желаемо В > 0; отношение к награде негативное В < 0; безразличное В=0;

И (Instrumentality)- инструментальность, значимость, изменяется от -1 до +1;