4)Максимально позитивное мотивационное воздействие достигается с помощью мотиваторов при наличии факторов гигиены.
III. Процессуальные теории мотивации: выходят за рамки отдельного индивида и изучают влияние на мотивацию различных факторов среды.
6.Теория усиления мотивации Берреса Фредерика Скиннера:
Это – теория оперантного научения: операнты – управляемые типы поведения, которые усиливаются или ослабляются в зависимости от событий, следующих за ним. Оперантами управляют путем поощрений/наказаний.
Отражение зависимости мотивации человека от его прошлого опыта: поведение людей обусловлено последствиями их действий в подобной ситуации в прошлом. Схема:
Стимулы → Поведение → Последствия → Будущее поведение
Наличие стимулов вызывает определенное поведение человека. Если последствия поведения положительны, то в будущем работник будет вести себя в подобной ситуации аналогичным образом, т.е. его поведение повторится. Если последствия поведения отрицательны, то в дальнейшем работник либо не будет реагировать на подобные стимулы, либо изменит характер своего поведения. Неоднократные повторения одних и тех же результатов приводят к формированию у человека определенной поведенческой установки.
Выводы:
1)Правило розетки: за нарушения наказывать адекватно провинности и в соответствии с разработанными правилами, едиными для всех сотрудников (розетка не говорит: “Я устала, не в настроении наказывать, и вообще, лично мне этот шалопай очень нравится, не хочу бить его током!”).
2)Необходимо объяснять людям, что они делают неправильно, и что они должны сделать, чтобы получить поощрение.
3)Сотрудники извлекают уроки из имеющегося у них опыта и стараются брать такие задания, выполнение которых ранее давало позитивные результаты, и, напротив, избегать тех заданий, выполнение которых повлекло за собой негативные последствия.
7.Теория подкрепления В.Синклера:
Подкрепление – событие, увеличивающее или поддерживающее силу отклика человека на определенный вид стимулирования.
Виды подкрепления:
- Положительное подкрепление: награда за успех; поощряются действия, имеющие позитивную направленность.
- Отрицательное подкрепление: награда за отсутствие неудач; поощряется отсутствие действий с негативной направленностью (напр., прогулы).
- Гашение: отсутствие реакции, игнорирование; при отсутствии отрицательного/положительного подкрепления действия они сами собой затухают.
- Наказание: лишение за неуспех; прямое воздействие на человека, направленное на пресечение негативных действий, недопущения их в будущем.
Положительное и отрицательное подкрепление одинаковы по сути, но формулировка разная (+ -); наиболее эффективно положительное подкрепление.
Вывод: Модификация поведения человека осуществляется путем подкрепления определенного поведения.
8.Теория трудовой мотивации Джона Уильяма Аткинсона:
Стабильные мотивы личности:
МУ - мотив достижения успеха и МН - мотив избегания неудачи.
Мотивация человека, сила стремления к достижению поставленной цели:
М = МУ х ВУ х ЦУ,
где МУ отражает личностные качества, а ВУи ЦУ являются ситуативными переменными:
ВУ - субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха (поставленной цели), а ЦУ - ценность, личностная значимость достижения цели для конкретного человека, привлекательность успеха.
ЦУ = 1 -ВУ, т.е. чем выше вероятность успеха, тем ниже его привлекательность.
Мотивация М → max при ВУ = ЦУ= 0,5, т.к. в этом случае
ВУ х ЦУ→ max.
Любая ситуация активизирует одновременно мотивы успеха и избегания неудач, при этом:
ВУ + ВН = 1, т.к. если ВУ = 1, то ВН = 0, и наоборот.
Вывод: Поведение работника - есть результат взаимодействия индивидуальных качеств личности и ситуации, (точнее – восприятия этой ситуации самим человеком).
9.Теория ожиданий Виктора Врума:
Мотивация - процесс управления выбором между альтернативными формами поведения. Мотивация зависит от следующих переменных (VIE):
В (Valence)- валентность, изменяется [от -1 до +1]: вознаграждение желаемо → В > 0; отношение к награде негативное → В < 0; безразличное → В=0;
И (Instrumentality)- инструментальность, значимость, изменяется от -1 до +1;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.