Мотивация и стимулирование персонала. Упрощенная модель мотивации через потребность. Первоначальные (классические) теории мотивации, страница 2

3). Потребности личностного роста (Growth): потребность в творческом и профессиональном росте, в самореализации, в участии в управлении.

Схема активизации потребностей:

7

 

7

 
 


G

 

G

 

G

 


Неудовлетворенные             Усиление                Удовлетворенные

       потребности                 потребностей                  потребности

Принципы зависимости активизации потребностей от степени их удовлетворенности:

1.  Чем менее удовлетворены потребности существования (E), тем сильнее они проявляются.

2.  Чем слабее удовлетворены социальные потребности (R), тем сильнее действие потребностей существования (E).

3.  Чем полнее удовлетворены потребности существования (E), тем активнее заявляют о себе социальные потребности (R).

4.  Чем менее удовлетворены социальные потребности (R), тем более усиливается их действие.

5.  Чем менее удовлетворены потребности личностного роста (G), тем сильнее становятся социальные потребности (R).

6.  Чем полнее удовлетворены социальные потребности (R), тем сильнее актуализируются потребности личностного роста (G).

7.  Чем более или менее удовлетворены потребности личностного роста (G), тем активнее они проявляют себя.

Вывод: Поведение человека определяет неудовлетворенная потребность равного или более высокого уровня иерархической структуры.


4.Теория приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда:

Потребности высшего уровня, приобретаются под влиянием накопленного опыта, не имеют иерархической структуры:

1) потребность во власти: влияние, воздействие на других людей;

2) потребность в успехе: достижение целей эффективными методами, доведение работы до позитивного завершения;

3) потребность в принадлежности: межличностные отношения, социальный статус, привязанность, причастность, поддержка, информконтакты;

на базе трех указанных потребностей развивается четвертая:

4) потребность в избегании неудач, т.е. препятствий или противодействий в реализации трех названных потребностей, (например, ситуаций, не позволяющих добиться успеха, способных лишить человека власти или группового признания и межличностного общения).

Вывод: Поведение человека определяют потребности высшего порядка (вторичные), которые актуализируются при условии удовлетворения базисных (первичных) потребностей низших уровней (биологических по Маслоу).

5.Двухфакторная теория Фредерика Герцберга:

Для того чтобы не появилась неудовлетворенность трудом, достаточно наличия гигиенических (“предотвращающих, предупреждающих болезнь”) факторов в обычном объеме, но повышение производительности труда достигается только с помощью мотиваторов (в присутствии факторов гигиены).

Гигиенические факторы

Мотивирующие факторы

Связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа

Связаны с самим характером, содержанием и сущностью работы

Наличие этих факторов воспринимается как должное (!) и не мотивирует, не повышает эффективность деятельности, а лишь предотвращает возникновение чувства неудовлетворенности работой

Наличие этих факторов мотивирует и повышает эффективность деятельности работника, их неудовлетворение не мешает работе. Наличие мотиваторов не компенсируют отсутствие гигиенических ф-в (!)

Зарплата

Кадровая политика фирмы

Условия труда

Межличностные отношения

Степень контроля

Признание результатов работы

Успешность деятельности

Карьерный рост

Высокая степень ответственности

Возможность творчества

Выводы:

1)Отсутствие гигиенических факторов ведет к неудовлетворенности трудом.

2)Наличие мотиваторов может лишь частично и неполно компенсировать отсутствие факторов гигиены.

3)В обычных условиях наличие гигиенических факторов воспринимается как естественное и не оказывает мотивационного воздействия.