Организация электроремонтной службы на предприятии. Оформление документов на ремонт. Участок обмотки машин постоянного тока, страница 15

Симметричную схему обмотки можно построить не при всяком дробном числе q. Во-первых, стремятся избегать дробных чисел q со знаменателем, равным или кратным трем, так как в трехфазных машинах такая обмотка не будет вполне симметричной. Во-вторых, по условиям симметрии в каждой фазе должно содержаться целое число периодов чередования больших и малых катушечных групп, в каждой фазе двухслойной обмотки — катушечных групп, а в периоде чередования — d катушечных групп. Следовательно, условием симметрии является 2p/d=целому числу. При этом в каждой фазе будет равное число катушек и одинаковое число периодов.

Параллельные ветви в обмотках образуют только из катушечных групп, составляющих целое число периодов чередования, так как иначе в них будет разное число катушек.

При составлении схем обмоток, в которых дробная часть числа q равна 1/d или (d—1)/d, последовательность чередования больших и малых катушечных групп безразлична; например, для обмоток с q=11/2 можно чередовать катушечные группы в последовательности либо |21|21|... либо |12|12|... Для обмоток с q = 23/4 может быть принято чередование |2333|2333|.., или |3233|3233|.., или любое другое, образованное перестановкой этих цифр в пределах периодов. Эти чередования отличаются друг от друга только выбором начальной катушки первой фазы и полностью равноценны.

Схемы обмоток многоскоростных двигателей

Во многих механизмах требуется изменять скорость в процессе работы. Чаще всего для привода таких механизмов используют двигатели постоянного тока, но в ряде случаев применяют также и асинхронные двигатели, как более дешевые и надежные.

Частоту вращения асинхронного двигателя можно регулировать, изменяя частоту питающего тока f, скольжение s или число пар полюсов двигателя р. На практике применяют все три способа регулирования. Число полюсов обмотки можно изменить в двигателях, имеющих обмотки, соединенные в специальные схемы. Такие двигатели называют многоскоростными, а их обмотки – полюсно переключаемыми.

Изменения числа полюсов статора можно достичь двумя способами: установкой в пазы статора двух независимых обмоток, выполненных на разные числа полюсов, или переключением схемы соединения катушечных групп одной обмотки.

Первый способ дает возможность получить любые соотношения между числами полюсов. Недостаток – неполное использование объема пазов статора, так как в пазы укладываются обе обмотки, а двигатель работает только на одной из них. Вторая обмотка в это время отключена.

Второй способ изменения числа полюсов основан на изменении направлений магнитных потоков в машине путем переключения схемы обмотки. Например, изменение направления включения половины катушечных групп в схеме двухслойной обмотки приводит к увеличению числа полюсов машины в два раза.

В коробке выводов многоскоростных двигателей шесть зажимов, к которым подсоединены выводные концы обмоток. Они обозначаются так же, как и выводные концы обычных обмоток, но перед обозначением ставится число, указывающее, сколько полюсов будет иметь обмотка, если эти выводы подключить к сети (например, 2С1, 2С2 и 2СЗ)

В статор трехскоростного двигателя укладывают две раздельные обмотки: одна обычная, а другая полюснопереключаемая.  В четырехскоростном двигателе также две самостоятельные обмотки, обе полюснопереключаемые.

В новых сериях асинхронных двигателей применяют более сложные схемы полюснопереключаемых обмоток, которые позволяют изменять числа полюсов и в отношениях, отличных от 1:2. В серии 4А выпускаются, например, двигатели с одной полюснопереключаемой обмоткой на 2р=4/6 или на =6/8 полюсов и т. д. Количество выводных концов и их обозначения остаются такими же.

Схемы обмоток якорей машин постоянного тока

Схемы обмоток машин постоянного тока обозначаются так же, как и переменного, т.е. в виде торцовых или развёрнутых схем. Наиболее распространены последние: здесь обычно показывают пазовые части секций, входящих в катушку, одной линией, так как они располагаются в одном пазу, а лобовые части каждой секции изображают отдельными линиями. Вот схема простой петлевой обмотки: