Часто технологические и экономические возможности иностранных конкурентов превосходят возможности национальных компаний. В этом случае ориентация национальных компаний на внешний рынок смягчает конкурентную борьбу на внутреннем рынке. Более того, работа на внешнем рынке преимущественно усиливает позицию национального предприятия, дает ему опыт конкурентной борьбы. Такая ситуация характерна для предприятий, производящих товары народного потребления, продуктов питания: (опыт фирм «Милавица», «Свитанок», предприятие головных уборов «Людмила», акционерное общество «Керамин», «Пинскдрев» и др.). Их собственная РА оценивается достаточно высоко, даже по сравнению с зарубежными предприятиями. Они могут выдержать конкурентную борьбу, как на внутреннем, так и на зарубежном рынках.
Внешний рынок дает больше возможностей для быстрого экономического роста чем внутренний. Без него нет самого понятия глобальных интеграционных и корпоративных целей и стратегий. Вместе с тем определяющую роль играют формы выхода национальных предприятий на внешний рынок, которые позволяют реализовать конкурентоспособность предприятий или отдельных видов продукции.
Формы реализации конкурентных преимуществ мы называем рыночной активностью. На практике одна и та же компания использует множество форм участия в международном бизнесе, форм освоения иностранного рынка в зависимости от своих конкурентных преимуществ в отдельных направлениях деловой активности: передовые технику и технологии; лучшую инфраструктуру и логистику; лучший менеджмент или организационная структура; лучшие рынки закупки сырья, материалов или комплектующих; лучший кадровый потенциал; лучшую систему управления качеством.
Популярной формой освоения иностранного рынка оказалось создание дочерних фирм для производства продукции на территории стран-потребителей. Развитие этой формы привело к созданию транснациональных компаний. Ее выбор изначально был обусловлен проблемами таможенных сборов и пошлин, особенностями импортных операций и импортными лицензиями. Производство товаров на иностранном рынке монопольно приближает их к рынку сбыта и адаптирует к его особенностям. Кроме того, благодаря развитой сети сервисного обслуживания, можно быстро реагировать на пожелания клиентов. Перенос производства на иностранный рынок позволяет преодолеть культурные и психологические барьеры, а также избавиться от услуг посредников и торговых фирм. При этом улучшается непрерывность поставок и сервисное обслуживание клиентов.
Не менее эффективной формой выхода на зарубежные рынки оказались иностранные инвестиции в виде создания полностью контролируемых иностранных филиалов.
Достаточно успешной формой освоения зарубежных рынков следует признать создание совместных предприятий (СП). Развитие этой формы рыночной активности обусловлена особенностями современного этапа экономических преобразований в Республике Беларусь, которые требуют адекватных форм привлечения и использования инвестиций.
СП представляют вариант ассоциированной собственности, в рамках которой капиталовкладчики объединяют свои научно-технические и производственные потенциалы, устанавливают совместный контроль за хозяйственной деятельностью, распределением прибыли и убытков. Иначе говоря, участие партнеров осуществляется не только на основе вложения капитала, но и путем использования интеллектуальной собственности, а также привлечения к менеджменту персонала.
Понятие СП не ограничивается иностранными предприятиями, в уставных фондах которых есть доля отечественного капитала, или отечественными предприятиями, уставные фонды которых включают международный капитал. Хотя создание СП в Беларуси регулируется законодательной базой, к их числу обычно относят также иностранные фирмы, в управлении которых участвуют граждане нашей страны, наряду с фирмой, которая осваивает ее рынок.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.