3.4 Влияние внутреннего рынка на развитие производственного потенциала экспортоориентированного предприятия
Экономика Беларуси находится на пути поступательного развития, о чем свидетельствуют ее основные показатели: рост валового внутреннего продукта (ВВП) за 2000г. – 105,6%, за 2001г. – 104,7%, за 2002 г. составил 105,0%, за 2003г. – 106,8%, к соответствующему периоду предыдущего года; рост экспорта в млн. долл.: 2000г. -- 7326, 2001г. – 7451, 2002г. – 8021, 2003г. – 9964.
Структура экономического потенциала Беларуси такова, что по многим конечным выпускаемым товарам внутренний спрос перекрывается зачастую многократно возможностями производства,поэтому белорусские предприятия продолжают увеличивать экспорт. Хотя нередки случаи, когда в республике имеется интеллектуальный потенциал, производственные возможности, хороший внутренний рынок и, тем не менее, ввозятся низкокачественные импортные товары. Такие случаи, к сожалению, не единичны. Особую озабоченность вызывает ввоз в республику комплектующих при низкой ввозной пошлине и последующая сборка и реализация компьютерной техники. Потенциальные возможности производства отечественных компьютеров средней производительности достаточны. В соответствии с белорусско-российской программой “СКИФ” на базе задела НИОКР в Беларуси (НИО «Кибернетика» НАН Беларуси) и России (Институт программных систем РАН) с учетом изготовленных и испытанных образцов суперкомпьютера предполагается наладить с Россией совместное производство суперкомпьютерной техники — от суперкомпьютеров среднего класса 10-100 миллиардов операций в секунду (Гфлопс) до единичных образцов сверхвысокой производительности в 100-10000 Гфлопс .
Для успешного решения этих задач в республике уже имеется многое :
- научно-исследовательские центры НИИ ЭВМ, НИО «Кибернетика НАН Беларуси», БГУИР, БГУ;
- НПО «Интеграл», способное во многом обеспечить производство компьютеров элементной базой;
- сеть учебных заведений БГУИР, БГУ, Минский государственный высший радиотехнический колледж, нескольких училищ, готовящих кадры высшей научной квалификации, инженеров, техников, квалифицированных рабочих;
- комплекс специализированных заводов во главе с МПО ВТ, выпускавших в советское время вычислительную технику высокого уровня и обеспечивавших ею все республики Советского Союза и другие страны.
Совместное производство позволит решить не только проблему обеспечения внутреннего рынка персональными компьютерами и тем самым сэкономить большие средства, но и вдохнуть новые силы в эту важнейшую отрасль жизнедеятельности общества, реализовать сформировавшийся высокий научно-технический потенциал, обеспечить работой собственного производителя, поднять на новый уровень производство и технические характеристики других видов производимой продукции, увеличить обороноспособность и усилить экономический потенциал страны.
Одним из самых серьезных факторов освоения внутреннего рынка являются доходы граждан (рис. 3.15).
|
|
Рис. 3.15. Модель влияния роста доходов населения на рынки сбыта
Рост реальных доходов позволяет увеличить конкурентоспособность отечественных предприятий. В республике с середины 2000г. доходы населения в долларовом эквиваленте начали расти. Как следствие, наблюдается рост потребительской способности населения и одновременно – накопление сбережений. На начало 2001 г. средняя заработная плата в республике составляла 73 $ США, на конец 2001 года –112 $, 2002 год – 121$, 2003 год – 145$. Наблюдается увеличение продаж потребительских товаров. При этом прогнозный показатель роста производства потребительских товаров в 1 квартале 2004 года превзойден более чем в 2 раза, и составил 12,9 %.
Рост реальных денежных доходов населения способствовал увеличению покупательского спроса на рынке товаров и услуг. Объем розничного товарооборота в I кв. 2004г. достиг 4 140, 8 млрд. руб. и по сравнению с январем-мартом 2003 года увеличился в сопоставимых ценах на 15,8%. Удельный вес продажи товаров отечественного производства в розничной торговой сети составил 78,4%, в т.ч. продовольственных товаров – 85%, непродовольственных – 67,4 (НЭГ №36 от 18 мая 2004 стр. 4).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.