Особенности выхода национального предприятия на зарубежный рынок. Рыночная активность предприятия по обеспечению, страница 19


3.4  Влияние внутреннего рынка на развитие производственного потенциала экспортоориентированного предприятия

Экономика Беларуси находится на пути поступательного развития, о чем  свидетельствуют  ее основные показатели: рост валового внутреннего продукта (ВВП) за 2000г. – 105,6%, за 2001г. – 104,7%, за 2002 г. составил 105,0%, за 2003г. – 106,8%, к соответствующему периоду предыдущего года; рост экспорта в млн. долл.:  2000г. -- 7326,   2001г. – 7451, 2002г. – 8021,  2003г. – 9964.

Структура экономического потенциала Беларуси такова, что по многим конечным выпускаемым товарам внутренний спрос перекрывается зачастую  многократно возможностями производства,поэтому белорусские предприятия продолжают увеличивать экспорт. Хотя нередки случаи, когда в республике имеется интеллектуальный потенциал, производственные возможности, хороший внутренний рынок и, тем не менее, ввозятся низкокачественные импортные товары. Такие случаи, к сожалению, не единичны. Особую озабоченность вызывает ввоз в республику комплектующих при низкой ввозной пошлине и последующая сборка и реализация компьютерной техники. Потенциальные возможности производства отечественных компьютеров средней производительности достаточны. В соответствии с белорусско-российской программой “СКИФ” на базе задела НИОКР в Беларуси (НИО «Кибернетика» НАН Беларуси) и России (Институт программных систем РАН) с учетом изготовленных и испытанных образцов суперкомпьютера предполагается наладить с Россией совместное производство суперкомпьютерной техники — от суперкомпьютеров среднего класса 10-100 миллиардов операций  в секунду (Гфлопс) до единичных образцов сверхвысокой производительности в 100-10000 Гфлопс .

Для успешного решения этих задач в республике уже имеется многое :

- научно-исследовательские центры НИИ ЭВМ, НИО «Кибернетика НАН Беларуси», БГУИР, БГУ;

- НПО «Интеграл», способное во многом обеспечить производство компьютеров элементной базой;

- сеть учебных заведений БГУИР, БГУ, Минский государственный высший радиотехнический колледж, нескольких училищ, готовящих кадры высшей научной квалификации, инженеров, техников, квалифицированных рабочих;

- комплекс специализированных заводов во главе с МПО ВТ, выпускавших в советское время вычислительную технику высокого уровня и обеспечивавших ею все республики Советского Союза и другие страны.

Совместное производство позволит решить не только проблему обеспечения внутреннего рынка персональными компьютерами и тем самым сэкономить большие средства, но и вдохнуть новые силы в эту важнейшую отрасль жизнедеятельности общества, реализовать сформировавшийся высокий научно-технический потенциал, обеспечить работой собственного производителя, поднять на новый уровень производство и технические характеристики других видов производимой продукции, увеличить обороноспособность и усилить экономический потенциал страны.

Одним из самых серьезных факторов освоения  внутреннего рынка являются доходы граждан (рис. 3.15).

продаж

 

Рынки  сбыта

 

Рис. 3.15. Модель влияния роста доходов населения на рынки сбыта

Рост реальных доходов позволяет  увеличить конкурентоспособность отечественных предприятий. В республике с середины 2000г. доходы населения в долларовом эквиваленте начали расти. Как следствие, наблюдается рост потребительской способности населения и одновременно – накопление сбережений. На начало 2001 г. средняя заработная плата в республике составляла 73 $ США,  на конец 2001 года –112 $, 2002 год  – 121$,  2003 год – 145$.  Наблюдается увеличение продаж потребительских товаров. При этом прогнозный показатель роста производства потребительских товаров  в 1 квартале 2004 года превзойден более чем в 2 раза, и составил 12,9 %.

Рост реальных денежных доходов населения способствовал увеличению покупательского спроса на рынке товаров и услуг. Объем розничного товарооборота в I кв. 2004г. достиг 4 140, 8 млрд. руб.  и по сравнению с январем-мартом 2003 года увеличился в сопоставимых ценах на 15,8%. Удельный вес продажи товаров отечественного производства в розничной торговой сети составил 78,4%, в т.ч. продовольственных товаров – 85%, непродовольственных – 67,4 (НЭГ №36 от 18 мая 2004 стр. 4).