Деньги в мировой экономике. Денежные проблемы в международных экономических отношениях, страница 9

Если бы из страны в страну продавался один товар, то проблема решалась бы сравнительно легко. На самом деле всегда экспортируется множество товаров и с разными соотношениями цен. В деньгах же все эти соотношения усредняются. И как всякая средняя величина, валютный курс отсекает от эффективного экспорта товары с относительно высокими внутренними ценами, а от эффективного импорта — товары с относительно низкими внутренними ценами.

К сожалению, в современной научной литературе встречаются неточные формулировки проблемы оценки валют. Действительно, в рассматриваемых случаях следует сказать, что валютный курс выше линии сопротивления для экспорта отдельных товаров или ниже линии поддержки для импорта других. Но утверждения о недооцененности или переоцененное™ валют имеют совершенно иной смысл. Допустим, что в России за 10 руб. можно в среднем купить то же самое количество товаров, что в США за один доллар. Теперь допустим, что в России можно купить один доллар США за 28 руб. Значит, валютный курс доллара в России превышает паритет покупательной способности в 2,8 раза (28 : 10). Какая валюта здесь переоценена? Для ответа на этот вопрос не нужно быть великим экономистом.

Поэтому сложность проблемы регулирования внешней торговли в современных условиях упирается прежде всего в объективно существующую дифференциацию цен на различные товары во времени и пространстве. Когда же мы от торговли переходим к деньгам, то вследствие различных условий использования денежных средств — налоговых, валютных и торговых ограничений — различия становятся еще более существенными.

248

Это вполне естественное положение вещей, связанное с тем, что современные деньги сами по себе не являются особым товаром, а отражают совокупность цен на приобретаемые за их счет товары и услуги. Поскольку цены формируются в результате рыночных процессов, описанных в разделе 5, постольку и реальная покупательная способность денег зависит от множества факторов, воздействующих на цены.

Россия, а до нее Советский Союз неоднократно сталкивались с аналогичной проблемой даже при наличии одной валюты. Территориальная дифференциация цен и территориальная дифференциация доходов, характерные для нашей громадной страны, всегда приводили и приводят к различной покупательной способности рубля даже в пределах одного государства. Раньше всегда говорили о том, что многие жители районов Крайнего Севера работали там в погоне за "длинным рублем". Последнее означало, что доходы в этих районах соответствовали уровню цен в этих же районах. Отложенные же рубли имели значительно более высокую покупательную способность в других районах, где их и предпочитали расходовать. Столь же известна нам (незнакомая для развитых стран) реальная курсовая разница между оплатой товаров и услуг безналичными рублями и наличными банкнотами, которая определяется тем, что государство облагает социальным налогом выплату зарплаты со счета организации и не может сделать этого при оплате труда не учтенной государством наличностью.

Еще более сложна проблема международных сопоставлений средних уровней цен в различных странах. Эти сопоставления сравнительно недавно проводились в порядке научных изысканий. Ныне они осуществляются органами государственной статистики под эгидой ООН, но тем не менее и ныне очень часто вызывают сомнения. Особенно когда такие сопоставления касаются таких глобальных показателей, как валовой внутренний продукт. Тем не менее другой информационной базы для ориентации в фундаментальных вопросах у нас нет.

Переходя от торговой к денежной стороне проблемы, можно увидеть, что в стране может возникнуть избыток или нехватка иностранной валюты в зависимости от соотношения торгового баланса. Экспорт товаров и услуг позволяет получить стране иностранную валюту, т.е. определить размеры прехтожения валюты на внутреннем валютном рынке. Импорт товаров и услуг определяет спрос на иностранную валюту. Соотношение спроса и предложения на иностранную валюту

249

неизбежно приводит к дальнейшим отклонениям валютного курса от относительного уровня цен в разных странах.