Среди этих стран, как ни странно, оказались и США, самая богатая страна мира. Соединенные Штаты имеют возможность оплачивать излишек импортируемых товаров не за счет своего производства для других стран, а за счет доходов от других стран, их накопленных долгов. Кроме того, они научились достаточно ловко покрывать импорт товаров экспортом денег. Во многом настоящее положение США в мире объясняется тем, что долги всего мира перед США возникли в XX в. благодаря их особой позиции в мировых и локальных войнах, торговле оружием и т.п.
Американцы, конечно, пишут об этом гораздо аккуратнее, чем граждане других стран. "События Первой мировой войны ускорили темпы ... постепенного перехода США к статусу чистого кредитора. Экспорт товаров США во Францию и Великобританию во время войны заметно увеличился ... после окончания Второй мировой войны позиция платежного баланса США ... характеризовалась наличием значительного активного сальдо торгового баланса и переводом капитала в прочие страны мира"[2] .
Конечно, военные поставки всегда были выгодным бизнесом. Но США вышли из "холодной войны" без внешнего долга, а
СССР — с долгом, который еще на 1 января 2000 г.1 составлял 97,7 млрд. долл. — 55,6% всех долгов России: четыре года полной отдачи всего активного сальдо текущего баланса в объемах 1999 г. на погашение этого долга или 89 лет — если брать объемы 1997 г. К тому же займы получало правительство Горбачева, а активное сальдо баланса текущих операций создается компаниями-экспортерами. В финансовом счете платежного баланса нашла отражение не абсолютная величина внешнего долга, а его движение, изменения за счет погашения кредитов или, напротив, их увеличение за счет новых заимствований.
Но независимо от каких-либо условий в финансовом счете могут найти отражение только: а) использование иностранной валюты, полученной от продажи товаров и услуг на экспорт, за вычетом их импорта; б) дополнительные заимствования страны или дополнительные расходы на обслуживание ранее сделанных долгов.
255 |
Анализ данных, приведенных в табл. 24, не дает возможности сделать какие-либо серьезные выводы о состоянии управления валютными ресурсами страны, кроме одного — в России до сих пор нет соответствующей строгой системы. Единственное, что является более или менее устойчивым по абсолютной величине, — утечка от 6 до 9 млрд. долл. США ежегодно в "неоформленном" и "неучтенном" виде.
Из таблицы видно, однако, что все рассуждения о влиянии на финансовый кризис 1998 г. кризиса в Юго-Восточной Азии не имеют под собой никаких реальных оснований. В 1995 г. ситуация была еще хуже, когда кризисом закончился первый трехлетний цикл развития российской банковской системы (1993—1995 гг.), зарабатывавшей в основном на валютных операциях. В 1996 г. начался новый трехлетний цикл — зарабатывали на ГКО—ОФЗ, т.е. на бюджетных средствах, вывозя заработки за границу еще в 1997 г.1
Только данные за 1999 г., первый послекризисный год после почти трехкратной девальвации, показывают, что Россия стала тратить только свою валюту: 64,9% — на финансово-кредитные операции; 7,1% — на пополнение валютных резервов; 28% — на вывоз денег за пределы страны. Примерно те же пропорции сохранились и в 2000 г., разве только увеличилась дола прироста валютных резервов за счет финансового счета. Неучтенная же утечка валюты как была порядка 27—28% поступлений по балансу текущих операций, так и осталась2 .
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.