Вывод первый. В 1988 г. руководство тогдашнего Госкомцен СССР "бросило в массы" идею о том, что научно и практически правильно строить наши внутренние цены применительно к мировым ценам. Смысл этой идеи в то время был понятен: требовалось "научное" обоснование политики, направленной на повышение цен внутри страны в условиях нарастающей инфляции. Идея превращается в материальную силу, когда она овладевает массами, а овладевает она с неудержимой силой тогда, когда она отвечает чьим-то материальным интересам.
Всем известно, что внешняя торговля эффективна для страны, делает ее конкурентоспособной, напротив, тогда, когда экспортные цены существенно превышают внутренние издержки производства, внутренние цены. Разрыв между мировыми и внутренними ценами как раз и является тем самым фактором, который определяет эффективность внешней торговли. Если же экспортные и внутренние цены сближаются,
Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. С. 167.
244
то со стороны конкурентов всегда может поступить обвинение в демпинге, которое может привести к ограничению доступа на внешние рынки.
Считается, что если не позволить поднять внутренние цены до уровня экспортных, то товар уйдет с внутреннего рынка на внешний. Но это не совсем так: у государства всегда имеется в наличии арсенал средств для защиты интересов своего внутреннего рынка и наказания тех, кто действует во вред своей стране и своему народу .
Вывод второй. При анализе методов формирования валютного курса видно, что, например, в развивающихся странах он формируется на валютной бирже в результате предложения избыточной валюты экспортерами тем, кто в ней нуждается: импортерам, предъявляющим спрос на валюту. Иногда импортеров представляют обслуживающие их банки. Иногда на рынок выходит центральный банк, то покупая валюту для пополнения своих резервов, то продавая ее в интересах поддержания валютного курса.
Что касается формирования валютного курса в развитых странах, то оно происходит на межбанковском валютном рынке. Нельзя себе представить, чтобы американская фирма продавала свои товары иначе, как за доллары, а немецкая — за марки и т.п. Что же приходится делать другим странам и народам для покупки товаров у американской фирмы? Ответ простой — самим искать доллары, и сделать это можно тремя путями:
во-первых, конвертировать свою национальную валюту в доллары, продав их американскому банку (если он согласится); во-вторых, взять кредит в американском банке (если он даст); в-третьих, продать свой товар за доллары (если его купят).
Банки решают вопросы формирования валютного курса квалифицированно, с учетом общей экономической ситуации, паритета покупательной способности валют, паритета процентных ставок и многих других факторов. Экспортеры и импортеры не знают и не владеют этими вопросами, они ничего не видят, кроме разницы в ценах на разных рынках.
Есть о чем подумать... Но хотелось бы дожить до такого времени, когда экспорту российских товаров предшествовал бы экспорт российских рублей из наших банков, а импортные товары нам бы предлагали продать за рубли, в которых нуж-датись бы наши зарубежные партнеры. Ведь мы ничем не хуже других стран и народов.
245
8.3. Обмен валютой в торговых и кредитных операциях
Покупка и продажа товаров всегда происходит на рынке определенной страны и в определенной для этой страны валюте сделок. Так называемые мировые рынки представляют собой с этой точки зрения совокупность национальных рынков, объединенных либо как картельное соглашение (ОПЕК для нефтяного рынка), либо как общепринятая организация торговли (Лондонская биржа цветных металлов, торговая организация "Де Бирс" для алмазов и т.п.).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.