Теоретические основы управления качеством таможенных услуг. Анализ управления качеством таможенных услуг в таможенных органах, страница 8

Кᅟ субъектамᅟ управленияᅟ вᅟ таможенныхᅟ органахᅟ относятсяᅟ всеᅟ руководители,ᅟ имеющиеᅟ полномочияᅟ приниматьᅟ управленческиеᅟ решения,ᅟ даватьᅟ порученияᅟ подчиненнымᅟ сотрудникамᅟ иᅟ коллективамᅟ иᅟ требоватьᅟ ихᅟ выполнения,ᅟ т.е.ᅟ всеᅟ элементыᅟ иᅟ подсистемыᅟ таможенногоᅟ поста,ᅟ таможни,ᅟ региональногоᅟ таможенногоᅟ управленияᅟ иᅟ ФТСᅟ России,ᅟ осуществляющиеᅟ целенаправленноеᅟ воздействие.ᅟ Вᅟ качествеᅟ объектовᅟ управленияᅟ вᅟ таможенныхᅟ органахᅟ выступаютᅟ исполнителиᅟ решений,ᅟ приказов,ᅟ порученийᅟ управляющейᅟ подсистемы,ᅟ таможенныеᅟ коллективы,ᅟ организационныеᅟ структуры,ᅟ технологическиеᅟ таможенныеᅟ процедуры,ᅟ всеᅟ видыᅟ деятельностиᅟ поᅟ осуществлениюᅟ функций,ᅟ возложенныхᅟ наᅟ таможенныеᅟ органы,ᅟ ресурсыᅟ таможеннойᅟ деятельности,ᅟ аᅟ такжеᅟ таможенныеᅟ процессы.ᅟ [4]

Существеннуюᅟ рольᅟ вᅟ системеᅟ управленияᅟ играютᅟ взаимосвязиᅟ иᅟ взаимоотношенияᅟ междуᅟ субъектомᅟ иᅟ объектомᅟ управления,ᅟ зависящиеᅟ отᅟ организационнойᅟ структурыᅟ управленияᅟ иᅟ другихᅟ факторов.

Субъектᅟ управленияᅟ получаетᅟ информациюᅟ оᅟ фактическомᅟ состоянииᅟ объектаᅟ управленияᅟ иᅟ окружающейᅟ егоᅟ внешнейᅟ среды.ᅟ Этаᅟ информацияᅟ перерабатываетсяᅟ субъектомᅟ управления,ᅟ вᅟ результатеᅟ чегоᅟ принимаетсяᅟ решение,ᅟ которомуᅟ придаетсяᅟ однаᅟ изᅟ формᅟ управленческогоᅟ решенияᅟ (приказ,ᅟ распоряжениеᅟ иᅟ т.д.)ᅟ дляᅟ передачиᅟ егоᅟ содержанияᅟ объектуᅟ управленияᅟ поᅟ каналуᅟ прямойᅟ связи.ᅟ Информацияᅟ оᅟ выполненииᅟ этогоᅟ решенияᅟ иᅟ информацияᅟ оᅟ новомᅟ состоянииᅟ объектаᅟ управленияᅟ (управляемойᅟ системы)ᅟ вновьᅟ поступаетᅟ кᅟ субъектуᅟ управленияᅟ поᅟ каналуᅟ обратнойᅟ связи.ᅟ Такимᅟ образом,ᅟ управлениеᅟ являетсяᅟ относительноᅟ непрерывнымᅟ процессом.ᅟ Непрерывныйᅟ характерᅟ управленияᅟ таможеннымиᅟ органамиᅟ обусловленᅟ постоянствомᅟ иᅟ непрерывностьюᅟ информационныхᅟ процессов,ᅟ протекающихᅟ вᅟ них.

Непрерывностьᅟ процессаᅟ управленияᅟ позволяетᅟ говоритьᅟ оᅟ егоᅟ цикличности,ᅟ т.е.ᅟ обᅟ определеннойᅟ последовательностиᅟ иᅟ повторяемостиᅟ выполненияᅟ однихᅟ иᅟ техᅟ жеᅟ видовᅟ управленческихᅟ работᅟ илиᅟ стадийᅟ иᅟ этаповᅟ управления,ᅟ которыеᅟ выполняютсяᅟ различнымиᅟ звеньямиᅟ управленияᅟ иᅟ вᅟ разныхᅟ формахᅟ [10].

Подᅟ управлениемᅟ качествомᅟ понимаетсяᅟ частьᅟ менеджментаᅟ качества,ᅟ направленнаяᅟ наᅟ выполнениеᅟ требованийᅟ кᅟ качеству.ᅟ [19]ᅟ Выполнениеᅟ этихᅟ требованийᅟ обеспечиваетсяᅟ поᅟ результатамᅟ сопоставленияᅟ выходаᅟ процессаᅟ оказанияᅟ таможеннойᅟ услугиᅟ сᅟ наборомᅟ начальныхᅟ требованийᅟ кᅟ качествуᅟ этойᅟ услугиᅟ иᅟ реализацииᅟ наᅟ этойᅟ основеᅟ обратнойᅟ связиᅟ вᅟ видеᅟ корректирующихᅟ иᅟ предупреждающихᅟ действий.ᅟ Вᅟ соответствииᅟ сᅟ такимᅟ подходомᅟ процессᅟ управленияᅟ качествомᅟ таможенныхᅟ услугᅟ схематичноᅟ представленᅟ наᅟ рисункеᅟ 6.ᅟ [3]



 




Чтоᅟ жеᅟ касаетсяᅟ анализаᅟ эффективностиᅟ функционированияᅟ отдельныхᅟ элементовᅟ процессаᅟ управленияᅟ качествомᅟ таможенныхᅟ услуг,ᅟ тоᅟ дляᅟ началаᅟ стоитᅟ обратитьсяᅟ кᅟ стандартамᅟ ИСОᅟ серииᅟ 9000.

Вᅟ процессеᅟ функционированияᅟ системыᅟ качестваᅟ руководствомᅟ предприятияᅟ вᅟ соответствииᅟ соᅟ стандартомᅟ ИСОᅟ 9001ᅟ (пунктᅟ 5.ᅟ 6)ᅟ долженᅟ проводитьсяᅟ периодическийᅟ анализᅟ иᅟ оценкаᅟ эффективностиᅟ системыᅟ качества.ᅟ Дляᅟ этогоᅟ используетсяᅟ обратнаяᅟ связьᅟ сᅟ потребителями,ᅟ результатыᅟ внутреннихᅟ проверок,ᅟ аᅟ такжеᅟ аудитовᅟ соᅟ стороныᅟ заказчиковᅟ иᅟ сертификационныхᅟ органов.ᅟ Главнымиᅟ критериямиᅟ эффективностиᅟ системыᅟ качестваᅟ служат:ᅟ обеспечениеᅟ иᅟ постоянноеᅟ улучшениеᅟ качестваᅟ продукцииᅟ наᅟ основеᅟ имеющейсяᅟ материальнойᅟ базыᅟ иᅟ персонала,ᅟ снижениеᅟ потерьᅟ отᅟ брака,ᅟ темпыᅟ модернизацииᅟ иᅟ обновленияᅟ выпускаемойᅟ продукции,ᅟ внедрениеᅟ достиженийᅟ наукиᅟ иᅟ техники,ᅟ положительныеᅟ отзывыᅟ потребителейᅟ иᅟ заказчиков.ᅟ [19]

Относительноᅟ управленияᅟ качествомᅟ таможенныхᅟ услугᅟ рассмотримᅟ сведенияᅟ оᅟ выполненииᅟ основныхᅟ показателейᅟ работыᅟ таможенныхᅟ органовᅟ Российскойᅟ Федерацииᅟ заᅟ 1ᅟ –ᅟ 3ᅟ кварталыᅟ 2014ᅟ годаᅟ (см.ᅟ приложениеᅟ 1).