Когнитивная методология придает процессу стратегического управления практический характер, система получает свободу в динамичных обстоятельствах. Исследования, применяющие простые методы познания, позволяют оценить явления, происходящие в системе и среде. Познание способствует развитию баланса между свободой обучения и необходимостью контроля.
Среда воспринимается не только как фактор, определяющий стратегию, с ней можно бороться, управлять. Особое внимание уделяется отдельным стадиям процесса формирования стратегии: первоначального понимания С., переосмысления принятых С., привыкания к новой С.
Ограничения:
- имеется риск превращения стратегии в тактическое маневрирование, потери видения перспективы;
- увлечение процессом познания может привести к избыточности способов обучения, их нецеленаправленности, отклонению от стратегического курса;
- чрезмерное увлечения процессами исследования вариантов стратегии влечет избыточный расход ресурсов, снижается эффективность процесса формирования стратегии.
Методология основана на принципах ситуационной теории, возникновение которой было связано с неудовлетворенностью утверждениями классической теории менеджмента о существовании "единственного способа" управления организацией. По мнению ситуационных теоретиков, "все относительно": метод управления зависит от величины организации, технологии, устойчивости контекста, степени внешней враждебности и т.д. Специфика поведения организации определяется особенностями ситуации.
Методологии рассматривают среду, как один из факторов деятельности системы. М. моделирования внешней среды утверждает, что внешняя среда – главный движущий фактов. Система пассивная, ее роль – реакция на изменения среды.
Методологии по-разному определяют термин «окружение»:
- позиционирование: совокупность экономических условий (отрасль, конкурентная среда, сфера деятельности, рынки);
- когнитивная: источник дезориентирующих систему фактов, которые нужно изучать.
В других методологиях среда стабильна, ее роль невелика, хотя система должна соответствовать окружению.
Методология моделирования: среда – совокупность неопределенных внешних факторов (ВСЕ, что влияет на систему). Вектор воздействия на систему направлен на ситуацию, в которой система соперничает с подобными системами.
М. внешней среды основывается на теории ситуационных факторов, описывающей взаимосвязи между конкретными измерениями окружения и определенными признаками организации.
Изменения внешней среды отличаются:
- динамичностью (среда в диапазоне: стабильная – динамичная);
- сложностью (простая – сложная);
- диверсификацией (интегрированная – диверсифицированная, разные направления воздействия среды);
- враждебностью (лояльная – враждебная);
- насыщенностью (разряженной – насыщенной, пример, вузы в современное время).
Зависимость системы от среды прямо пропорциональна степени ее стабильности. Соответственная зависимость от стабильности среды проявляется в стабильности стратегии. Разные изменения окружения требуют разных структур системы, разных подходов к построению стратегии.
Основополагающей концепцией является «концепция популяции»: внешние условия подталкивают систему (организацию) к конкретным нишам. Система занимает нишу и действует в соответствии с предписаниями среды, иначе будет вынуждена прекратить свое существование (пример, вузы в современное время).
При разработке стратегий используется модель "отклонение (изменение) - отбор - закрепление". Чтобы объяснить изменения, можно применить аналогию между почти случайными инновациями отдельных организаций и борьбой за существование на уровне популяции.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.